Инцидент-менеджмент в системе государственного и муниципального управления |
Автор: Замалтдинова Р.Р.,Стовба А.В.,Соколов В.М. |
03.12.2023 16:25 |
ИНЦИДЕНТ-МЕНЕДЖМЕНТ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Замалтдинова Р.Р., студентка, Стовба
А.В., к.ф.н., доцент, Соколов
В.М., к.ф.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация.
Статья посвящена анализу и рассмотрению инцидент-менеджмента как важного
компонента в системе государственного и муниципального управления.
Анализируются ключевые аспекты инцидент-менеджмента, его роль в обеспечении
непрерывности деятельности и поддержания стабильности в работе органов государственного
управления. Сделан вывод, что инцидент-менеджмент в государственном и
муниципальном управлении является неотъемлемой частью обеспечения безопасности
и устойчивости в современных условиях Ключевые
слова: инцидент-менеджмент,
государственное управление, муниципальное управление, кризисное управление,
непрерывность деятельности, организационная безопасность. В современном мире, где перемены и неожиданности становятся все более неотъемлемой частью повседневной деятельности органов государственного и муниципального управления, вопрос эффективного управления инцидентами и кризисными ситуациями приобретает стратегическую важность [1; 3; 7]. Инциденты могут иметь различные природные, техногенные, социальные или политические причины, и способны оказать серьезное воздействие на нормальное функционирование органов власти и общества в целом. В связи с этим, разработка и применение эффективных инструментов инцидент-менеджмента становится критической задачей. Инцидент-менеджмент представляет собой систематический подход к управлению инцидентами с целью минимизации негативных последствий и обеспечения быстрого восстановления нормального функционирования. Он включает в себя процессы выявления, анализа, реагирования и управления инцидентами. Основная цель инцидент-менеджмента заключается в том, чтобы предотвратить ухудшение ситуации и минимизировать ущерб. В государственном управлении, инцидент-менеджмент применяется для обеспечения устойчивости к кризисным ситуациям, связанным с политическими, экономическими, социальными и природными факторами. Эффективная система инцидент-менеджмента позволяет правительству оперативно и адекватно реагировать на различные вызовы, обеспечивая сохранность жизней и имущества граждан, а также сохранение функционирования критических государственных структур [8; 9; 11]. На муниципальном уровне, инцидент-менеджмент имеет особую важность в обеспечении безопасности и благополучия населения в конкретном регионе. Он включает в себя разработку и реализацию планов гражданской защиты, координацию действий органов местного самоуправления, служб по чрезвычайным ситуациям и других структур [10]. Практические аспекты внедрения инцидент-менеджмента включают в себя ряд ключевых шагов и действий, необходимых для успешной реализации данной системы в органах государственного и муниципального управления. Представим основные практические аспекты, которые следует учитывать. 1. Анализ рисков и уязвимостей. Прежде чем начать внедрение инцидент-менеджмента, необходимо провести анализ возможных рисков и уязвимостей в организации [5; 6]. Это позволит определить потенциальные угрозы и создать базу для разработки соответствующих планов реагирования. 2. Разработка политики инцидент-менеджмента. Необходимо разработать документ, определяющий стратегию и принципы управления инцидентами. Политика должна включать в себя цели, задачи, ответственности, процедуры и методы реагирования на различные типы инцидентов. 3. Обучение и подготовка персонала. Важным этапом является обучение сотрудников организации основам инцидент-менеджмента, а также обучение специализированных команд по реагированию на различные типы инцидентов . 4. Разработка планов реагирования. Для каждого типа инцидента необходимо разработать план действий, включающий шаги по обнаружению, анализу, уведомлению, реагированию и восстановлению [4]. Планы должны быть структурированы и доступны всем ответственным лицам. 5. Тестирование и тренировки. Регулярное тестирование планов реагирования и проведение тренировок с персоналом помогают оценить эффективность системы инцидент-менеджмента и подготовленность персонала к действиям в кризисных ситуациях. 6. Внедрение технологических решений. Использование специализированных программных и аппаратных средств для мониторинга и управления инцидентами обеспечивает оперативность и эффективность реагирования [2]. 7. Управление коммуникациями. Эффективная коммуникация внутри организации и с внешними структурами (партнерами, государственными органами, СМИ и т.д.) является ключевым аспектом успешного управления инцидентами [12; 14]. 8. Мониторинг и анализ эффективности. После каждого инцидента необходимо провести анализ действий, выявить проблемы и улучшить планы реагирования для предотвращения подобных инцидентов в будущем [13]. 9. Обновление и совершенствование. Инцидент-менеджмент не должен быть статичной системой. Регулярное обновление и совершенствование процедур и планов реагирования в соответствии с изменяющейся средой является важным аспектом поддержания эффективности системы. 10. Создание культуры безопасности. Внедрение инцидент-менеджмента также предполагает формирование у сотрудников культуры безопасности, включая ответственность каждого за обнаружение и сообщение о потенциальных инцидентах. Из этого следует, что успешное внедрение системы инцидент-менеджмента требует комплексного и системного подхода, активного участия руководства и персонала, а также постоянного мониторинга и совершенствования процессов. Следует подчеркнуть, что с учетом постоянно меняющейся природы вызовов и угроз, перед структурами государственного и муниципального управления стоит задача по постоянному совершенствованию систем инцидент-менеджмента. Развитие технологий, внедрение новых методов анализа и прогнозирования ситуаций, а также обучение кадров играют важную роль в повышении эффективности данной области [10]. Таким
образом, инцидент-менеджмент в государственном и муниципальном управлении
является неотъемлемой частью обеспечения безопасности и устойчивости в
современных условиях. Эффективная система инцидент-менеджмента позволяет
государственным и муниципальным структурам адекватно реагировать на различные
вызовы и минимизировать их негативные последствия. Литература 1. Бачурин Е.Ю.,
Низамов С.С. Понятие недобросовестной конкуренции и ее влияние на безопасность
предпринимательской деятельности // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. №
4 (12). С. 84-88. 2. Галиев Р.Р.
Эффективность использования производственного потенциала агропродовольственного
комплекса региона // Островские чтения. 2019. № 1. С. 139-142. 3.
Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Влияние отличий макроэкономической и аграрной политики
на эффективность хозяйств Германии и Республики Башкортостан //Вестник
Башкирского государственного аграрного университета. 2018. № 1 (45). С.
134-139. 4.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический
ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики
Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303. 5.
Кутлин Ю.Н., Кутлин Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Статистическая обработка в
биологических исследованиях. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2022. 118 с. 6.
Кутлин Ю.Н., Кутлин Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Методы исследования и
обработка информации в биологии. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021. 112 с. 7.
Низамов С.С., Макарова О.Б. Общество, экономика и право: проблемы
взаимодействия в современных условиях // Общество, право, государственность:
ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 71-74. 8.
Соколов В.М., Стовба А.В. Оценка поведенческих факторов риска медицинских
работников в условиях эпидемий и экстремальных ситуаций // Современные
исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 2. С. 68-83. 9.
Соколов В.М., Стовба А.В. Философия радости в повседневной культуре казачества
// Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. С. 58-65. 10.
Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального
образования // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII
Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский
государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508. 11.
Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Стовба А.В. Цифровые инновации как драйвер
экономического развития сельских территорий // Менеджмент и маркетинг:
современное состояние, технологии и тенденции развития: Сборник научных статей.
Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.
Яковлева, 2021. С. 233-237. 12.
Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях
модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) // Современные
исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 2. С. 14.
13. Askarov A.A., Stovba E.V., Stovba A.V. Strategic
planning of social and economic development of rural territory of the region on
the basis of foresight technologies // International Scientific Conference «Far
East Con» (ISCFEC 2018): Proceedings of the International Scientific
Conference. 14. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D.,
Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic
planning of sustainable rural development // Progress in Industrial Ecology.
2020. Vol. 14. № 3-4. P. 284-305. |