Главное меню

Муниципальное управление как элемент системы управления государством PDF Печать E-mail
Автор: Гиззатуллина Л.И.   
03.12.2023 15:19

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ

 

Гиззатуллина Л.И., студентка,

ФГБОУ ВО УГНТУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. В статье выделены общие функции муниципального управления. Сформированы специальные принципы местного самоуправления. Делается вывод, что муниципалитеты являются одним из важнейших элементов административной системы, поскольку они непосредственно связаны с населением.

Ключевые слова: управление, муниципальное управление, местное самоуправление, муниципальное образование.

 

Муниципальное управление – одна из важнейших компонентов государственной системы. В статье 12 Конституции 1993 года признается и гарантируется самостоятельное локальное самоуправление в рамках полномочий государства. Эта статья устанавливает правовой статус муниципального управления.


Общие основания организации местного самоуправления в РФ –это Федеральный закон от 06.10.2003 г. «О общем принципе организации местного самоуправления в РФ»[1].Местное самоуправление является деятельностью органов местной власти, направленной на решение возникающих проблем в муниципальном образовании и, в процессе его решения, повышение качества жизни жителей.Хотя в местном самоуправлении население субъект и объект управления, субъектами муниципального самоуправления являются муниципальные органы.


Муниципальное управление - это система людей, которые объединяются в группы в организационной структуры и связаны между собой какими-то административными отношениями. Местное самоуправление является административным органом и выполняет основные функции исполнения решений законодательных органов муниципальных образований и функций государственной власти.


Муниципальное управление является объектом городского, сельского хозяйства и многочисленными населенными пунктами, связанным с общими территориями [2].Это система обеспечения функционирования, сохранения и развития населения, окружающей среды и основ формирования города и городов.


Функции управления муниципального образования могут быть и общими, и частными. При реализации единых функций осуществляется управление в целом объектом, с поддержкой персональных функций – управление отдельной подсистемой объекта.


К общим функциям муниципального управления относятся следующие:


планирование - это управленческая работа, нацеленная на разработку текущих (оперативных) и многообещающих (стратегических) намерений, а еще артельный контроль за реализацией намерений и программ[5; 7];


организация – это работа, направленная на выявление хорошей модели самоуправления района, ее структуры, взаимодействие активных территориальных и муниципальных органов;


координация – это управление различными процессами в муниципалитетах по осуществлению намерений по региональным задачам, социально-экономическому развитию, а также рассредоточить ресурсы[9];


мотивация – это стимулирование деятельности должностного лица и городского служащего для того, чтобы стимулировать положительную деятельность в области развития муниципального образования;


Управление является контрольным за выполнением планов и программ социального и экономического развития и обеспечением выполнения нормативных правовых актов органов районной власти [6; 10].Общая и частная функции муниципального самоуправления осуществляются соответствующими муниципальными органами. Также эти органы осуществляют дополнительные функции по организационному, информационному, правовому и финансовому обеспечению деятельности органов власти.


Для полного рассмотрения сущности муниципальной власти необходимо рассмотреть основные ее принципы, которые являются основными. Для местного характерны общепризнанные принципы, характерные для всех государственных институтов, например, законности, гласности и демократии. Специальные принципы местного самоуправления отражают объективные закономерности и тенденции развития местного самоуправления. К специальным принципам относятся:


Принцип самоорганизации и осуществления локального самоуправления. Данный принцип предполагает, что локальное самоуправление осуществляется самостоятельно в рамках его полномочий и что важные вопросы местного самоуправления решаются населением путем прямого волеизъявления через референдумы, муниципальные выборы и другие, а также через выборные органы местного самоуправления и другие институты.


Организационная независимость местных органов. Главное содержание принципа - это то, что местные органы не входят в государственную систему. Государство никак не вправе влиять на деятельность местных органов власти, а создает основание для ее воздействия.


В местном управлении должна быть экономическая и финансовая независимость. Данный принцип дает гарантию экономической и финансовой самостоятельности местных органов власти, признавая и защищая собственность местных органов власти, в отличие от других видов.


Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением. Это означает, что выборные органы и должностные лица должны действовать в рамках интересов населения и решать важные местные проблемы. Успех зависит, прежде всего, от того, насколько эффективно организованы, насколько инициативны и предприимчивы в своей деятельности органы местного самоуправления[4].


Большое разнообразие организационных форм управления местным самоуправлением. В этом принципе предусмотрено, что организационные основы и формы местного самоуправления должны определять российское законодательство с учетом исторической и иной местной традиции [3].


Соблюдение права и свобод людей и граждан Реализация права и свобод людей и граждан в значительной степени зависит от действий местных органов власти. Право и свобода человека и человека определяют сущность и смысл деятельности органов муниципального самоуправления, органов госвласти; государство гарантирует местное автономию. Исходя из этого принципа, право на местное самоуправление признается и гарантируется государством. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, юридически гарантирует его финансовую, хозяйственную и организационную самостоятельность, признает принцип взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти и обеспечивает судебную защиту.


Поэтому муниципальное самоуправление является деятельностью органов местной власти, направленной на удовлетворение интересов населения, повышения качества жизни и реализации полномочий по другим аспектам социально-экономической деятельности муниципального образования [8].Муниципалитеты являются одним из важнейших элементов административной системы, поскольку они непосредственно связаны с населением, в том числе и по отношению к высшим органам власти, являются носителями и источниками власти. Ведь, прежде всего, государственное и муниципальное управление направлено на признание, защиту и обеспечение  прав человека и гражданина.

 

Литература


1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // "Собрание законодательства РФ", 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

2. Подсумкова А.А. Муниципальное управление: словарь-справочник. Саратов: Изд-во ПАГС, 2018. С. 39.

3. Стовба А.В., Соколов В.М. Проблемы инновационного развития российского общества // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 731.

4. Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального образования // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508.

5. Стовба Е.В., Лукьянова М.Т., Ковшов В.А. Форсайт как инструмент стратегического планирования и прогнозирования устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2019. № 11 (190). С. 92-100.

6. Стовба Е.В., Стовба А.В. Развитие сельских территорий в условиях формирования цифровой экономики // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-3. С. 90-96.        

7. Askarov A.A., Stovba E.V., Stovba A.V. Strategic planning of social and economic development of rural territory of the region on the basis of foresight technologies // International Scientific Conference «Far East Con» (ISCFEC 2018): Proceedings of the International Scientific Conference. Vladivostok, 2018.  P. 458-460.

8. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D., Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic planning of sustainable rural development // Progress in Industrial Ecology. 2020. Vol. 14. № 3-4. P. 284-305.         

9. Stovba E., Lukyanova M., Stovba A., Kolonskih N. Foreign experience in the development of strategic planning theory and practice of sustainable development in rural areas on the foresight technologies basis // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology Conference «FarEastCon 2019». Vladivostok, 2020. P. 072007.

10. Stovba Ye.V., Masalimov R.N. Using the behavioral approach in forming strategy of sustainable development of rural territories of a region // В мире научных открытий. 2014. № 9-1 (57). С. 389-407.      

        

 

 


 
Яндекс.Метрика