Модели цифровой трансформации государственного и муниципального управления |
Автор: Никонова А.С. |
30.11.2023 18:04 |
МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО Никонова А.С., студентка, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Аннотация. В статье актуализируется роль и значение использования цифровых
технологий и модели цифровой трансформации в сфере государственного и муниципального
управления. С целью ускорения цифровой трансформации этой сферы, автор статьи считает
необходимым описать достижения и разработать подробную классификацию проблем, связанных
с этим процессом, чтобы полученные данные можно было использовать для разработки
рекомендаций по совершенствованию цифровой трансформации государственного и муниципального
управления. В статье определяется специфика сферы государственного и муниципального
управления, выявляются преимущества использования цифровых технологий в анализируемой
сфере, что позволяет охарактеризовать достижения, в то же время автор раскрывает
проблемы, которые усложняют процесс цифровизации. Ключевые слова: цифровые технологии, цифровая трансформация государственного
и муниципального управления, инструмент цифровизации, электронное государство, модернизация. Цифровая трансформация в государственном и муниципальном управлении – это процесс использования технологий для улучшения работы государственных и муниципальных предприятий и создания лучшего общего опыта взаимодействия граждан и бизнеса с данными учреждениями. Этот процесс направлен на создание более прозрачного, эффективного и отзывчивого государственного и муниципального сектора, способного удовлетворять национальные и местные потребности граждан [2; 6]. Цифровая трансформация на государственном и муниципальном уровнях может принимать различные формы, включая замену устаревших систем или разработку современных цифровых платформ [8]. Оба этих сценария предполагают внедрение новейших технологий. Наиболее известными технологиями, которые правительства используют в наши дни, являются: 1) гибридные облачные вычисления
– относится к одному или нескольким общедоступным и частным облачным сервисам, которые
функционируют как отдельные, но интегрированные объекты, сочетая оптимизацию затрат,
гибкость и масштабируемость общедоступного облака с управлением и соответствием
требованиям частного облака; 2) обменные данные – многие
страны уделяют особое внимание обеспечению доступа к данным государственного сектора,
включая открытые правительственные данные, геоданные (например, карты) и транспортные
данные. Аналогичным образом, они также уделяют особое внимание обмену данными в
государственном секторе. Кроме того, страны развивают свою политику и стратегии
открытого доступа к данным для содействия доступу к данным и их совместному использованию
в области искусственного интеллекта; 3) технология AI/ML – искусственный интеллект и машинное обучение обещают сделать государственные службы более гибкими, эффективными и удобными для пользователей [5; 7 ]. В последние годы Российская Федерация добилась значительного прогресса в оцифровке услуг для граждан с помощью рассмотренных технологий. Например, цифровая служба успешно перенесла ведомственные публикации на платформы и оцифрованные сервисы, включая приложения для получения паспортов и водительских прав. Более того, Российская система подачи налоговых деклараций позволила примерно 98% ее жителей подавать все свои налоговые декларации в электронном виде [1]. Преимущества цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении включают более быстрое принятие решений на основе анализа данных, повышение эффективности и прозрачности, а также улучшение качества обслуживания граждан [9; 10]. Медленные процессы и чрезмерная зависимость от ручного труда часто являются основными причинами неэффективности государственного и муниципального сектора предоставляемых услуг [3]. Внедряя современное программное обеспечение, государственные и муниципальные предприятия могут заменить устаревшие ручные процессы автоматизированными рабочими процессами и позволить сотрудникам сосредоточиться на высокоприоритетных задачах. Автоматизированные рабочие процессы повышают прозрачность за счет автоматического уведомления граждан о завершении каждого этапа государственного и муниципального процесса. Размещение данных в общедоступных базах, данных с возможностью поиска также экономит правительственным и муниципальным организациям время и деньги, которые были бы потрачены на реагирование на запросы открытых данных. Автоматизация документооборота также может устранить повторяющиеся задачи и оптимизировать рабочие процессы, уменьшая необходимость в ручном вводе данных. Кроме того, благодаря централизованным документам все отделы могут работать вместе с одной и той же информацией. В результате устраняются разрозненность данных и информации, что способствует бесперебойному межведомственному сотрудничеству [4]. Для проведения исследования автор статьи использовал комбинацию классических и специальных методов исследования. К ним относятся основные методы, такие как анализ, синтез и сравнение, а также метод группировки. В частности, исследование основано на методе сравнения, который сопоставляет данные о достижениях цифровизации в исследуемой области со средними показателями предыдущего периода. Это позволяет нам определить направление изменений с учетом показателей. Кроме того, этот метод дает нам возможность сравнить показатели темпов цифровой трансформации в настоящее время. Метод группировки предполагает определенную классификацию особенностей цифровизации, а также причин и факторов, которые приводят к возникновению проблем. Эти общенаучные методы дополняются методом терминологического анализа и факторного анализа. Первый позволяет нам четко определить значение базовых терминов. Второй определяет факторы, влияющие на течение цифровой трансформации в исследуемой области [6; 11]. Таким образом, исследование позволило нам выявить достижения в области цифровой трансформации на государственном и муниципальном уровнях и выявить ряд проблем, препятствующих эффективности этого процесса, таких как нехватка квалифицированного персонала и низкий уровень финансирования, неадекватные технологические стандарты, недостаточные нормативные нормы и неудовлетворительный уровень информационной безопасности. Были намечены дальнейшие пути улучшения процесса цифровой трансформации. Необходимо изучить опыт пользователей по всему миру. Также требуется проанализировать существующие цифровые системы и разработать общие требования к модернизации, которые учитывали бы лучшие практики. Кроме того, важно разработать новые стандарты для цифровых систем. Наконец, необходимо более полно и оперативно информировать пользователей об услугах, доступных в цифровом виде. Принимая все это во внимание,
мы можем обрисовать дальнейшие перспективы развития цифровой трансформации в
государственном и муниципальном секторах. Стоит разработать еще более детальные
способы улучшения процесса цифровизации информации для государственного и
муниципального управления, и государственных услуг, что повысит эффективность организаций
в этой области. Литература 1.
Абрамкина С.Р. Использование проектного метода в государственном имуниципальном
управлении: от декларирования к результативности / С. Р.Абрамкина, Л. Б.
Владыкина, А. Н. Лукин // Социум и власть. – 2019. – № 2. – С. 37-44. – URL:
http://www.siv74.ru/images/downloads/arhiv-nomerov/2019/2_76_2019.pdf (дата
обращения: 26.10.2023). 2.
Гусманов У.Г., Стовба Е.В. Стратегическое планирование социально-экономического
развития сельских территорий (на материалах Нечерноземной зоны Республики
Башкортостан). М.: Издательство: Дашков и К°, 2015. 170 с. 3.
Гусманов У.Г., Аскаров А.А., Стовба Е.В. Оптимизация структуры сельскохозяйственного
производства района. Уфа, 2004. 79 с. 4. Дудин М.Н. Применение
проектного менеджмента в процессереализации институционального перехода России
к цифровой экономике / М.Н. Дудин, А. Н. Брынцев, Д. И. Усманов // Проблемы
рыночной экономики. – 2021. – № 1. – С. 62-85. – URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=45789833 (дата обращения: 16.10.2023). 5. Клименко Э. Ю. Трансформация управления проектами
в цифровой экономике / Э. Ю. Клименко, С. И. Неизвестный // Управление
проектами и программами. – 2018. – № 2. – С. 110-117. – URL:
https://grebennikon.ru/article-d8ps.html (дата обращения: 01.11.2023). 6. Островская Н.В. Цифровизация проектного
менеджмента вгосударственном и муниципальном управлении России / Н. В.
Островская, С.Е. Барыкин, А. Ю. Бурова // Стратегические решения и
риск-менеджмент. -2023. – Т. 11,№ 2. – С. 206-215. 7.
Стовба Е.В. Зарубежный опыт в развитии теории и практики моделирования сельских
территорий // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 57-61. 8.
Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации
производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий //
Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2011. № 4
(40). С. 355-362. 9.
Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Стовба А.В. Цифровые инновации как драйвер
экономического развития сельских территорий // Менеджмент и маркетинг:
современное состояние, технологии и тенденции развития: Сборник научных статей.
Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева,
2021. С. 233-237. 10.
Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Горбунова О.С., Арасланбаев И.В., Стовба А.В.,
Даминева Э.Р. Роль цифровых технологий в развитии деятельности
сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Алтайской академии
экономики и права. 2021. № 3-2. С. 225-232. 11. Цифровая трансформация государственного
управления : мифы и реальность : докл. / Высш. шк. экономики. – Москва : Изд.
дом Высш. шк. экономики, 2023. – 44 с. |