Применение технических средств в обучении информационным технологиям |
Автор: Сафонов В.И., Сафонова Л.А. |
24.11.2023 23:13 |
ПРИМЕНЕНИЕ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ Сафонов В.И.,
к.ф.-м.н., доцент, Сафонова Л.А.,
к.пед.н., доцент Мордовский ГПУ, г. Саранск, Россия Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению возможностей технических средств обучения (ТСО) в
образовательном процессе. Современные
нововведения в плане ТСО направлены не только на упрощение самого
образовательного процесса путем введения технических средств, но и на упрощение
и модернизации самих технических средств. Рассмотрены функции технических
средств обучения: информационная, формирующая,
инструментальная, мотивационная и др. Рассмотрена связь ТСО и дидактических
приемов. Ключевые слова.
Обучение, образовательный процесс, технические средства обучения, дидактический
прием. Обучение – деятельность учащихся – это процесс, в котором учащиеся приобретают знания, умения и навыки, развивают свои способности, формируют свое отношение, отношение к миру, жизни, окружающей среде, себе, другим людям и т.д. Решающим элементом образовательного процесса являются цели, требующие достижения определенного состояния. Цели и задачи обучения определены учебным предметом, который представляет собой систему знаний и деятельности, формирующих и развивающих личность учащихся. Учебный предмет сам по себе статичен, он становится динамичным только благодаря взаимодействию учителя и учащихся, т.е. через методы, организационные формы и материальные средства, а также условия, в которых он реализуется, оказывают большое влияние на учебный процесс. Для реализации такого взаимодействия наряду с применением онлайн-ресурсов [1], возможно применение ТСО. Можно выделить и обосновать функции и требования, предъявляемые к средствам обучения и дидактической технике с той точки зрения, где одной из наиболее характерных черт современного обучения является активность учащихся, способным самостоятельно получать знания и активизировать мышление в учебном процессе, что требует знания теоретических основ и рационального мышления в той или иной области. Понимание места ТСО и дидактических приемов в
учебном процессе наиболее очевидно, если представить себе учителя, зависящего
исключительно от своей речи. Хотя слово учителя является очень мощным
средством, его действие ограничено. В учебном процессе под руководством
преподавателя учащиеся познают реальный мир и его самые разнообразные формы.
Результатом такого изучения являются знания, умения и навыки, установки,
развитые способности и вся личность учащегося. Однако все явления и факты
нельзя сделать доступными только на словах, с помощью описания. Поэтому учитель
использует и средства, которые приближают далекое, увеличивают маленькое,
уменьшают очень большое, замедляют быстрое, ускоряют медленное, обнаруживают
скрытое, уточняют абстрактное, представить давно прошедшее, исправить неуловимое,
упростить слишком сложное. В ряде случаев средства обучения могут быть применены только с помощью различных приспособлений , машин и аппаратов, что называется дидактической техникой. ТСО имеют разные определения. Это дидактические средства управления образовательным процессом и регулирования самого обучения; это средство для лучшего и быстрого понимания предмета. ТСО определяется как средства иллюстрирования обучения, позволяющие реализовать более быстрое и более эффективное изучение предмета. В учебном процессе ТСО выполняют функцию иллюстрации, опыта, деятельности, мотивируют учащихся и позволяют связать теоретические знания с практикой. Через них учащиеся быстрее получают информацию, что делает процесс обучения более динамичным, создают лучшие предпосылки для деятельности в наблюдении и мышлении. Используя их, преподаватель может дополнять учебную программу, использовать ее на любом этапе учебного процесса и использовать для проверки знаний учащихся. Хороший пример – компьютер. Это техническое устройство, средство, предназначенное для совершенствования образовательного процесса. Используется для повторения и представления темы, а также для имитационно-дидактических игр. Без них не может функционировать ни одна современная школа. ТСО принимает современные технологические достижения, а также широкое использование современных электронных компонентов. Для того чтобы выполнять свою воспитательную функцию, средства обучения должны отвечать ряду требований, как в отношении содержания и методов обучения, а также в техническом и воспитательном плане. Например, для реализации веб-квестов [2] могут потребоваться различные возможности подобных средств. Исходя из практики, ТСО можно разделить на: – реальные объекты – инструменты, машины, изделия,
элементы природы; – модели – модели транспортных средств, строительных
машин; – дисплеи – изображения, зарисовки, схемы, карты,
фотографии, книжные иллюстрации; – слуховые средства – магнитофонные записи,
компакт-диски, радиопостановки и др.; – наглядные пособия – плакаты, слайды и др.; – аудиовизуальные средства – фильмы, видеозаписи, телепередачи, технический текст – методические пособия для учителей, рабочие листы для студентов, профессиональные журналы, студенческие журналы, энциклопедии. В зависимости от того, какой орган чувств они стимулируют, можно разделить ТСО на слуховые, визуальные, тактильные и аудиовизуальные. Под дидактической технологией понимаются соответствующим образом подобранные, модифицированные и специально разработанное оборудование, используемое в дидактических целях, в основном для демонстрации рационализации непосредственного управления и контроля учебной деятельностью учащихся. Поскольку средства обучения и дидактические технологии играют незаменимую роль на всех этапах образовательного процесса, можно выделить сл едующие функции: Информационная функция – информирует об отношениях, связях, дает возможность понять суть. С другой стороны, информационная функция выполняет функцию обратной связи, информирует учащегося о его понимании учебной программы, конкретизирует процесс обучения, корректирует представления, знания и т.д. Формирующая функция – работа с техникой, экспериментирование, сравнение, способствует развитию творческой активности и, одновременно, развитию мыслительных операций, формированию сенсорных и познавательных процессов. Инструментальная функция – с ее помощью учащийся
приобретает знания, компетенции, умения и навыки и одновременно создает
предпосылки для дальнейшего обучения. Мотивационная функция – вызывает интерес к учебной программе и учебе, но только в том случае, если учитель правильно работает с материальными ресурсами и целесообразно интегрирует их в процесс обучения. Систематическая функция – средства обучения и дидактические приемы, которые способствуют созданию и размещению знаний в системе. Зрительная функция – она влияет на органы чувств, учащиеся получают более конкретные представления о том, что они изучают. Они являются источником и носителем информации – слово учителя дополняется наблюдением за предметами и явлениями, играющими важную роль в получении новых знаний. Рациональная и экономическая функция – ускоряет и упрощает процесс обучения. Облегчает переход от теории к практике – обучающийся не только слышит слова, но и видит, манипулирует вещами. Поддерживает самообучение – учащийся на основе наблюдения обращается с предметами и устройствами даже во время внеклассной работы. Одним словом, вышеперечисленные функции создают предпосылки для освоения учебного предмета в кратчайшие сроки, для совершенствования и упорядочения учебного процесса. Во всем мире идет постоянный поиск способов справиться с постоянно растущим объемом знаний, необходимых для управления конкретной рабочей деятельностью. И именно ТСО и дидактические технологии находятся в непосредственном отношении к учебному предмету. Они знакомят с его смыслом и целями, расширяют знания и понимание взаимосвязей между отдельными элементами отображаемого явления или объекта, способствуют развитию логического мышления на основе наглядного представления действительности и в конечном итоге способствуют общему формированию профиля учащегося. С точки зрения их эффективности учитель выигрывает время, которое он может использовать для более глубокого объяснения учебного предмет а и подтверждения знаний. В процессе обучения учащийся не только получает теоретические знания, но и приобретает практические навыки и умения. Это понимание также соответствует мнению Коменского Я.А., который продвигал идею приобретения знаний всеми органами чувств, включая работу мозга, языка и рук. Приобретение знаний, навыков и навыков зависит от ТСО и дидактических приемов, которые должны образовывать стройную систему, основанную на целях образовательного процесса при соблюдении принципов и методов образовательного процесса. Если ТСО должны способствовать упорядочению образовательного процесса, необходимо учитывать, когда, при каких обстоятельствах и какие ТСО будут использоваться. Также необходимо учитывать, на каких этапах образовательного процесса они будут использоваться, чтобы они соответствовали возрасту учащихся. В педагогической практике случается, что преподавателям иногда приходится самим создавать ТСО. При их создании рекомендуется соблюдать следующие требования: – эргономичность – учитывать общий вид и
психофизиологические особенности преподавателя и учащихся, учитывать специфику
содержания или их деятельности, создавать оптимальные условия и безопасность
учебной деятельности; – эстетичность – соответствующий художественной
композиции и внешнему оформлению, способствующий развитию у учащихся здорового
эстетического вкуса; – технические требования – безопасность, надежность,
долговечность, получение базовых знаний о строении, технологии производства,
технологиях обработки и возможностях применения; – экономичность – доступная цена при сохранении педагогической эффективности и технической надежности. ТСО – это средства, используемые в образовательном
процессе для иллюстрации обучения и обеспечения более полного, быстрого и
всестороннего обучения. Они должны способствовать формированию мировоззрения
учащихся, их познавательных, коммуникативных и творческих способностей,
формированию отношения к миру и социуму, развивать способность рационально
учиться, решать проблемы и приспосабливаться к быстро меняющимся условиям жизни
в информационном обществе. Литература 1.
Сафонова Л.А. Современные онлайн-ресурсы и их дидактическое значение // Вестник
Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные
исследования. 2015. № 2(6). С. 117-119. 2. Сафонов В.И., Сафонова Л.А. Подготовка
будущих учителей к применению web-квестов в профессиональной деятельности //
Гуманитарные исследования Центральной России. 2022. № 2 (23). С. 69-72. |