Цифровые технологии управления муниципальным образованием |
Автор: Шакиров Д.Ф., Стовба А.В. |
23.03.2023 20:01 |
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ Шакиров Д.Ф., студент Стовба
А.В., канд. филос. н., доцент г.
Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ Внедрение цифровых технологий в управление муниципальным образованием нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание системы управления данными, развитие инфраструктуры муниципального образования, применение сквозных платформенных решений в муниципальном управлении [5, 11, 16]. Использование цифровых
технологий в управлении муниципальным образованием обеспечивает решение задач: – коммуникационной:
поиска и сбора информации, ее хранения и распространения, информирования
граждан; – управленческой:
информационного обеспечения принятия управленческих решений и их доведения до
нижестоящих руководителей и подчиненных; – образовательной:
обучения кадрового состава через вебинары, видео-лекции, образовательные
порталы и контроля знаний муниципальных служащих при помощи систем электронного
тестирования; – административной:
электронного документооборота и делопроизводства; – контрольной:
расширения измеримых показателей работы, организации видеофиксации и онлайн
параметрального контроля; – хранения:
архивирования данных; – исследовательской:
поиска новой информации и обработки релевантного опыта; – безопасности: защиты информации с ограниченным доступом и секретных данных, предотвращения и нейтрализации угрозы кибератак. Наиболее востребованными в системе управления муниципальным образованием являются следующие технологии: 1. Большие данные (Big Data). В муниципальном образовании данные могут использоваться в первую очередь для принятия решений, оценки позитивных и негативных последствий этих решений, определения ранее скрытых зависимостей [2, 7, 10]. 2. Искусственный интеллект, который делится на сильный и слабый. В области слабого искусственного интеллекта сейчас наиболее популярны технологии распознавания образов, распознавания и синтеза речи, распознавания паттернов промышленных и других данных, а также нейросети. Эта технология в муниципальном управлении выступает инструментом работы с большими данными: нейронные сети и другие методы машинного обучения на основании данных, собранных за прошедший период, пытаются спрогнозировать ближайшее будущее. Сильный искусственный интеллект находится в стадии разработки [1, 6, 15]. 3. Системы распределенного реестра (блокчейн). Технология блокчейн в муниципальном управлении позволяет существенно упростить управление доверенной информацией о физических лицах, организациях, активах и осуществляемой деятельности, повысить защиту систем государственных услуг и государственных баз данных от злоумышленников, повысить прозрачность бюджетного процесса и снизить коррупционный риск, облегчить и ускорить взаимодействие граждан с органами власти и межведомственное взаимодействие [4, 9, 12]. 4. Интернет вещей и цифровая прослеживаемость. Интернет вещей применяется для сбора данных об эксплуатации, для мониторинга исполнения работ, выявления нарушений, контроля условий в системах государственного управления, а также для встраивания финансовых операций в потребительские действия (которое осуществляется устройствами интернета вещей) [8, 14]. Цифровая прослеживаемость – это практически реализуемые проекты, работающие на повышение доверия к товарам и транзакциям и производящие данные о них. 5. Квантовые коммуникации (квантовые сети). На основании квантовых эффектов возможно построение вычислительных систем, которые рассматриваются как перспективные схемы связи и информационной защиты [3, 13]. Таким образом, цифровые
технологии в муниципальном управлении позволяют эффективно принимать решения,
разрабатывать цифровые административные кодексы и машиночитаемые законы.
Применение цифровых технологий открывает возможности конструирования доверия
органами муниципального управления в единстве трех направлений взаимодействия:
повышения уровня информированности населения о деятельности органов
исполнительной власти; согласования позиций органов власти и населения,
коллективного обсуждения разработки и реализации управленческих решений;
стимулирования нормотворческой деятельности граждан на основе разработки и
инициации ими социальных, экономических и нормативно-правовых проектов. Литература 1. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Системный подход к формированию стратегии развития
агропродовольственного комплекса региона в условиях импортозамещения //
Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 6 (54). - С. 13-17. 2. Гусманов У.Г., Гусманов
Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы сельских
территорий // Аграрная наука. - 2014. - № 2. - С. 8-10. 3. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Устойчивое развитие сельских территорий - основа
обеспечения продовольственной безопасности региона // Никоновские чтения. -
2014. - № 19. - С. 295-297. 4. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Разработка стратегии импортозамещения в
агропродовольственной сфере как актуальное направление научных исследований //
Никоновские чтения. - 2016. - № 21. - С. 66-69. 5. Масалимов Р.Н.,
Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий
(на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных
проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1. - С. 374-397. 6. Нуримхаметова Л.К.,
Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного
образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2020. - С. 159-162. 7. Основы цифровизации государственного и
муниципального управления: учеб. пособие / О.А. Полюшкевич, И.А. Журавлева, Г.В.
Дружинин, Н.В. Москвитина. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. - 163 с. 8. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции
// В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653. 9. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество
жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр
информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81. 10. Стовба Е.В. Сценарное
моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан.
- М.: Издательство «Перо», 2012. - 155
с. 11. Стовба Е.В.,
Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной
структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник
Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). -
С. 355-362. 12. Стовба Е.В.
Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий
региона М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с. 13. Стовба Е.В.
Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры
агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан) // Актуальные проблемы экономики, права,
образования: история и современность:
Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург:
Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340. 14. Трофимов В.В.
Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Юрайт, 2019. - 521 с. 15. Эволюция цифрового
управления в органах исполнительной власти
/ под ред. Т. Б. Ивановой. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института
управления – филиала РАНХиГС, 2021. - 152 с. 16. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic
evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP
Conference Series: Earth and Environmental Science. - 17. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of
agricultural production at the level of rural territory of the region //
International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the
International Science and Technology Conference. - Far Eastern |