Дистанционные образовательные технологии как предпосылка интеграции в системе общего образования |
Автор: Митрофанова С.В. |
31.05.2020 15:50 |
ДИСТАНЦИОННЫЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРЕДПОСЫЛКА ИНТЕГРАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ Митрофанова С.В., заместитель директора г.
Москва, ГБОУ «Школа № 1000» Интеграционные процессы в системе образования давно являются предметом научных исследований. А.Я. Данилюк в своем диссертационном исследовании выделяет внутрипредметную интеграцию, межпредметную интеграцию [2], а М.Н. Берулава разработал интегральную модель обучения, где личности учителя и ученика представлены как саморегулируемая система [1]. Однако указанные исследователи, как и многие другие, рассматривают интеграцию в образовании с точки зрения педагогики и психологии. В связи с этим актуальность данного исследования заключается в предпринятой автором попытке рассмотреть интеграцию в системе общего образования через призму законодательства об образовании. Если напрямую обратиться к нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] (далее – Закон), то можно обнаружить статью 72 «Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании», где последовательно отражены цели и формы такой интеграции, однако исключительно в контексте реализации образовательных программ высшего образования, что нам представляется неверным. В качестве научной гипотезы настоящего исследования автор заявляет, что под интеграцией в системе общего образования необходимо понимать совокупность образовательных технологий, предусмотренных Законом. К таким образовательным технологиям относятся: - сетевая
форма реализации образовательных программ (ст. 15 Закона), - дистанционные
образовательные технологии и электронное обучение (ст. 16 Закона), - экстернат (ч. 3 ст. 34 Закона). Анализ указанных правовых норм Закона позволяет с определенной долей условности заключить, что интеграция в системе общего образования подразделяется на: 1. Организационную интеграцию – интеграцию, имеющую целью использование организацией, осуществляющей образовательную деятельность, ресурсов иных организаций (научных, медицинских и т.д.), в том числе посредством дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В этом случае вся образовательная концепция разработана и утверждена той организацией, которая нуждается в дополнительных ресурсах. Основным инструментарием такого типа интеграции является сетевая форма образовательных программ, что, однако, не исключает одновременного применения других образовательных технологий: электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Совместное применение сетевой формы реализации образовательных программ и экстерната противоречит действующему Закону, так как экстернат является формой прохождения аттестации, а не формой получения образования, что исключает реализацию для экстерна общеобразовательной программы со стороны общеобразовательной организации. 2. Интеграцию содержания образования – интеграцию, имеющую целью комбинировать содержание образования внутри организации, осуществляющей образовательную деятельность, или с привлечением образовательной организации-партнера. Ярким примером второго типа интеграции содержания образования является проект г. Москвы «Профессиональное обучение без границ» (Приказ Департамента образования и науки города Москвы от 10 октября 2019 г. № 370 «О проведении проекта «Профессиональное обучение без границ» [4]), в рамках которого предполагается одновременное освоение обучающимися за счет средств бюджета города Москвы основных программ профессионального обучения и среднего общего образования. Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подтвердило, с одной стороны, высокую значимость электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с другой стороны, показало наличие правовых, организационных и технологических сложностей общеобразовательных организаций при применении указанных образовательных технологий на практике. Наличие организационных и технологических сложностей подтверждается оперативной разработкой и утверждением Министерством просвещения Российской Федерации (далее – Минпросвещения России) Временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий[5]. В качестве правовых сложностей отмечаем следующие: - не
разграничение полномочий Минпросвещения России и Министерства науки и высшего
образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) в части
координации вопросов реализации дистанционных образовательных технологий [6]; - неопределенность
по вопросу одновременного использования таких образовательных технологий, как
сетевая форма реализации образовательных программ и дистанционные образовательные
технологии; - отсутствие гибкости лицензионных требований по отношению к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по образовательным программам, реализуемым посредством электронного обучения, дистанционных образовательных технологий или реализуемым без длительного пребывания слушателей в указанных организациях. Выявление высокой заинтересованности участников образовательных отношений в применении дистанционных образовательных технологий, подтверждается уже разработанным и внесенным в Государственную Думу Российской Федерации Законопроектом № 957354-7 «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [3]. Особое место сетевой формы реализации образовательных программ среди других образовательных технологий, предусмотренных Законом, подтверждается принятием и вступлением в силу с 1 июля 2020 г. Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. На основании изложенного, считаем
необходимым путем совместно принимаемых Минпросвещения России и Минобрнауки
России рекомендаций способствовать повышению роли дистанционных образовательных
технологий, способных выступать интегратором как внутри организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, так и во внешней среде. Литература 1. Берулава М.Н.
Состояние и перспективы гуманизации образования// Педагогика. 1996., №1. С.
9-11. 2.
Данилюк А.Я. Теоретико-методологические
основы интеграции в образовании: Опыт теорет. дидактики: диссертация ... кандидата
педагогических наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 1997. С. 137, 171. 3.
Законопроект № 957354-7 «О внесении
изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской
Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка
применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ». URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/957354-7 (дата обращения: 30.05.2020). 4. Приказ
Департамента образования и науки города Москвы от 10 октября 2019 г. № 370 «О
проведении проекта "Профессиональное обучение без границ"». URL: https://drive.google.com/file/d/1urnBgK13xgjwxrFEaNhm9vH4vYMUaWC-/view
(дата обращения: 30.05.2020). 5.
Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 17 марта 2020 г. № 103 «Об утверждении временного
порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования, образовательных программ
среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных
программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных
технологий». URL:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202003200020 (дата обращения:
30.05.2020). 6.
Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. №
403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019 (часть V). № 49. Ст. 6962. 7.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745
(дата обращения: 30.05.2020). |