Главное меню

Применение ИКТ в деятельности педагога ДОО PDF Печать E-mail
Автор: Гаврилюк Е.А., Гаврилюк Т.П.   
31.05.2020 12:41

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОО

 

Гаврилюк Е.А., социальный педагог,

Гаврилюк Т.П., воспитатель

Россия,  Республика Хакасия, г. Абакан, Детский сад №204 ОАО «РЖД»

 

В соответствии с документом «ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 20 июля 2011 г. № 2151, одним из требований к педагогической деятельности является владение информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитании. [1 c. 2]


Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе - это одна из самых новых проблем в отечественной дошкольной педагогике, так как наука и техника не стоят на месте. А педагог может и должен использовать новые технологии в работе во всех сферах своей деятельности, быть всегда в курсе педагогических новинок. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования.


С введением в действие ФГОС, выдвигаются особые требования и к ребенку, и к поступающему в школу, первокласснику. Выпускнику детского сада необходимо  обладать определенной суммой конкретных знаний, умений и навыков, а также совокупностью качеств, которые обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе. Ведущим видом деятельности ребенка является игра. В современном детском саду изменяются подходы к организации воспитательно-образовательного процесса: решение задач образовательной деятельности происходит через доступные и интересные формы работы, одними из которых являются информационно-коммуникационные технологии, которые  обеспечивают личностно-ориентированный подход.


Возможности использования ИКТ в образовательном процессе ДОО, огромны. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Средствами   ИКТ  в  нашем детском саду являются: мультимедийная установка, компьютер, цифровая видеокамера, сканер, принтер, музыкальный центр, интерактивная доска, аудиоколонки, интерактивный пол, брошюратор и ламинатор.


Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски дает возможность совершать с детьми виртуальные путешествия, проводить интегрированные занятия. При проведении познавательных тематических занятий используем различные мультимедийные презентации: «В гостях у Осени», «Как животные готовятся к зиме», «Морские обитатели», «Солнце, воздух и вода  наши лучшие друзья», «Спасем планету от мусора»,  и т.д. Для закрепления познавательного материала проводим  мини-конференции, где дети выступают с докладом по  теме недели, которые они готовят вместе с родителями в разных формах: доклад, видеофильм, мультимедийная презентация («Животные Красной книги Хакасии», «Зимующие птицы» и т.д.). 


 Разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, память, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, демонстрируемые с помощью медиатехники позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.


Компьютер может войти в жизнь ребенка через игру. Игра - одна из форм практического мышления. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлением, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игр. В работе с дошкольниками мы  используем: развивающие, обучающие и диагностические игры. Среди развивающих игр можно выделить игры на развитие математических представлений: «Лунтик учится считать», «Математика для малышей»;  игры на развитие фонематического слуха и обучения чтению «Азбука для малышей», «Говорим правильно»; игры для развития музыкальных способностей,  например, «Щелкунчик», «Играем с музыкой Чайковского». Во время музыкальных занятий проводим игры на интерактивном полу: «Футболисты», «Рыбки плавают в пруду», «Снежки» (на развитие двигательной активности),  «Веселые музыканты» (знакомство с музыкальными инструментами). Упражнения для профилактики зрения: «Осенние листочки», «Веселые гномики», «Снеговики» и т.д. Игры для развития двигательной активности детей во время физкультурных занятий: «Веселые обезьянки», «Снеговик», «Самолеты и бабочки». Для развития мелкой моторики рук, на принтере распечатываем детям материал: «Обведи по точкам», «Нарисуй по цифрам», «Кто, где живет» и т.д. С помощью музыкального центра проводим с детьми динамические музыкальные паузы: «У жирафа пятна…», «Самовар», «Снежный ком» и т.д.


Неотъемлемой частью работы педагога является работа с родителями. Использование ИКТ, предоставляет родителям возможность воочию наблюдать развитие детей в ДОО. В утренние и вечерние часы ежедневно проводим индивидуальные занятия с детьми и не всегда есть возможность уделить должного внимания  родителям. Необходим поиск новых продуктивных форм взаимодействия  с родителями. Для них мы  оформили  родительский уголок, материалы к которому находим на сайтах в сети Интернет.   Размещаем информацию на сайте ДОО с целью поддержки и информированности родителей в образовательном процессе.  Фотографируем  детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке и  периодически создаем фотовыставки для родителей в приемной.  Такая яркая и красочная информация всегда привлекает внимание и отличается лаконичностью и доступностью для родителей.


В свете последних событий в стране и мире из-за пандемии коронавируса, в период самоизоляции использование ИКТ в нашей работе с детьми и родителями оказалась достаточно актуальной и наиболее эффективной. Все педагоги в детском саду проводили занятия в формате онлайн, постоянно велась обратная связь с родителями (занятия, родительское собрание) и детьми, ко Дню Победы была проведена акция «Свеча памяти», посвященная героям, павшим в боях за Родину, все участники образовательного процесса участвовали в акции «Бессмертный полк онлайн»,  проводился онлайн-конкурс стихов, посвященный 75-летию Победы в ВОВ, онлайн мастер-класс «Письмо-треугольник».

Таким образом, применение ИКТ обогащают круг представлений, удовлетворяют любознательность детей; создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу; активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения и наблюдательности.

 

Литература


1. Кудашкина О.П. Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. URL: https://konstpk.ru/professionalnaya_podgotovka/metodicheskaya_kopilka/metod/2018/3.pdf (дата обращения: 28.05.20)

2. Моторин ВВВоспитательные возможности компьютерных игр / В. В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57.


 
Яндекс.Метрика