Главное меню

Цифровые технологии в муниципальном управлении PDF Печать E-mail
Автор: Шарипов А.В., Стовба Е.В.   
23.03.2023 10:05

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

 

Шарипов  А.В., студент,

Стовба Е.В., д-р экон. наук, профессор,

г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ

 

Необходимо констатировать, что в нашей стране за последние годы расширилось внедрение цифровых проектов. В то же время существуют проблемы, в которые непосредственно препятствуют цифровым нововведениям, а именно [2, 7, 12, 14]:

- недостаточное качество материальной городской среды;

- коммуникационные противоречия во взаимодействии департаментов и служб;

- вопросы активного вовлечения граждан в использование новых сервисов;

- отсутствие единых стандартов по продвижению и реализации практик внедрения цифровых технологий в разных регионах;

- цифровое неравенство, низкий уровень интернетизации и цифровой грамотности граждан.


Также одним из важных вопросов цифровизации является оценка мнения местного населения по внедряемым в городскую или сельскую среду информационных технологий [8, 10].


Безусловно, перевод услуг в электронный вид является перспективным направлением, призванным сократить временные затраты, связанные с получением государственных и муниципальных услуг, уменьшить количество предоставляемых документов, снизить административные барьеры и повысить доступность получения государственных и муниципальных услуг, а также информировать гражданина на каждом этапе работы по его заявлению [5, С. 236].


Также цифровые нововведения позволяют быстро реагировать на различные ситуации в сфере ЖКХ. Так, инновационные общедомовые приборы с дистанционной передачей данных позволяют избавить жителей от необходимости постоянно отслеживать данные, а в некоторых городах, например, в Воронеже, уже реализуются пилотные проекты в этой сфере с применением цифровых технологий. В данном ракурсе сущность программы «Управление мобильными бригадами» заключается в минимизации временных и трудовых затрат сотрудников производственного блока на работу с заявками по техническому обслуживанию сетей, благоустройству, ликвидации нештатных ситуаций за счет применения средств цифровизации. Бригадиры выдают задания своим подчиненным непосредственно из программного комплекса, диспетчеры анализируют использование транспорта, который был задействован при работах. Все стадии работ подкрепляются фото-, видео- и  аудиофайлами. Эти данные вводятся и хранятся в одной программно-аппаратной платформе.


«Умные» технологии могут эффективно оценивать и поддерживать благоприятную экологическую обстановку муниципальных образований и они включают [1, 3, 11, 13]:

- Smart Grid («умные» сети энергоснабжения);

- применение экологичных строительных материалов;

- рациональное планирование застройки и зеленых насаждений с помощью искусственного интеллекта;

- мониторинг загрязненности окружающей среды и сферы обращения с ТКО.


Согласно исследованиям составителей индекса цифровой эволюции (Digital Evolution Index), доверие - это ключевой фактор, который определяет конкурентоспособность цифровой экономики страны, поэтому для поддержания темпов инновационного развития провайдеры и органы власти должны сделать своим приоритетом повышение уровня доверия к цифровым технологиям.


Наиболее значимыми угрозами цифровизации, которые могут сказаться на доверии к ним, являются: надежность ИТ-систем, кибербезопасность и конфиденциальность персональных данных [4, 6, 9].


Таким образом, преимущества цифровизации управления муниципальными образованиями непосредственно заключаются в скорости и точности принятия решений, быстром обмене информацией между жителями и органами власти, росте величины спроса на высокотехнологичные решения – все это становится дополнительным драйвером для развития бизнеса, в совокупности с должным уровнем безопасности и трансформируется в уникальный «цифровой интеллект» муниципалитета.

 

Литература

 

1. Габдулхаков Р.Б., Полтарыхин А.Л., Цуканова О.М., Авдеев Ю.М. Оценка региональной конкурентоспособности: перспективы АПК региона // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. - 2021. - Vol. 13. - № 6. - P. 339-361.

2. Габдулхаков Р.Б., Шевалдина Е.И., Мешкова Н.Г.  К вопросу о цифровых компетенциях государственных и муниципальных управленцев // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2021. - С. 119-122.

3. Галиев Р.Р. Эффективность использования производственного потенциала агропродовольственного комплекса региона // Островские чтения. - 2019. - № 1. - С. 139-142.

4. Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Трансформированное сельское хозяйство Восточной Германии и Республики Башкортостан: реалии и перспективы // Российский электронный научный журнал. - 2017. - № 2 (24). - С. 17-33.

5. Деткина Д.А. Цифровой климат муниципальных образований в контексте современных глобальных тенденций // Сборник научных трудов III Международного научно-практического форума: Россия, Европа, Азия: Цифровизация глобального пространства. Под редакцией И. В. Пеньковой. - 2020. - C.235-237.

6. Масалимов Р.Н., Стовба Е.В. Социальные и психологические проблемы молодежи сельских территорий (на примере Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1. - С. 374-397.

7. Низомов С.С. Продовольственная безопасность Республики Башкортостан на фоне санкций против России // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № S25. - С. 158-165.

8. Низамов С.С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. - 2022. - № 3 (11). - С. 23-27.

9. Нурмухаметов Р. К., Торин С.С. Цифровое доверие (digital trust): сущность и меры по его повышению // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. -2020.- № 1.- URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-doverie-digital-trust-suschnost-i-mery-po-ego- povysheniyu (дата обращения: 09.03.2023).

10. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

11. Соколов В.М., Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 80-87.

12. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство ТюмГУ, 2016. - С. 109-113.

13. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 395-398.

14. Стовба Е.В. Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики Башкортостан. -  М.: Издательство «Перо», 2012. - 155 с.

 

 


 
Яндекс.Метрика