Главное меню

Эффективность использования информационных технологий на занятиях по русской литературе в педагогических вузах PDF Печать E-mail
Автор: Арипова М.Г.   
26.05.2020 21:05


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ


Арипова М.Г.

Навоийский Государственный педагогический институт, Навои Республика Узбекистан

В статье исследуется роль информационных технологий в образовании.  

Ключевые слова: информационные технологии, образовательный процесс, качество обучения


  Наука и образование никогда не стоит на месте, и с этим связано  различного рода обстоятельства. Человечество всегда стоит перед необходимостью обеспечения более эффективного способа сохранения и передачи знаний. Множество противоречий, порождаемых современной постиндустриальной культурой, позволяет утверждать, что современный этап социальной динамики является переходным и продлится несколько десятилетий. Происходящие изменения в образовании не что иное как модернизация и совершенствование передачи данных.


  В педагогических вузах Узбекистана,  в частности по направлению бакалавриата 5111300 – русский язык и литература, изучается  дисциплина  «История русской литературы». Предмет  ведется  с II по VII семестры. На занятиях преподаватель должен не только заинтересовать, но и вовлечь студента в процесс обмена, получения и постижения новой  информации. Иногда для того чтобы, сделать занятие интересным, недостаточно владение преподавателя материалом, нужно, чтобы не только преподаватель давал информацию, но и у студента появилось желание  осмыслить, получить, принять, осознать данную тему. Для этого нужно разнообразить методику проведения занятий. Вопросно-ответная беседа, безусловно, имеет свои преимущества, так как,  преподаватель четко определяет готовность студентов. Но занятия не должны быть одинаковыми,   но и интересными, запоминающимися, продуктивными. В этом на помощь преподавателю приходят информационные технологии.


XXI век – век информационных технологий. Технологии ИКТ применяются почти во всех сферах деятельности, начиная медициной, кончая космическими разработками. Образование не является исключением. Информационные технологии в образовании – это способы, механизмы и устройства обработки и передачи информации. Основное средство для этого– ПК (персональный компьютер), дополнительное ПО (программное обеспечение), сети Интернет и специальное оборудование.


Говоря о  преимуществах и недостатках интерактивных технологий можно отметить следующие преимущества:


ü Повышение качества преподаваемого материала. Включение интерактивных технологий подразумевает использование различных схем, графики, картинок, презентаций и т.п. для эффективного усвоения материала в рамках темы. Наглядность лучший способ для достижения высоких результатов.

ü Мотивация к учебе. Обучение  с применением ИТ поощряет активное участие каждого студента в ходе преподавания, подключает чувства каждого обучающегося, сформировывает интерес к изучаемой теме.

ü Установление доверительных отношений. Преподаватель выступает в роли координатора.

Но у каждого метода и технологии всегда имеются и недостатки:

ü Технический аспект начинает превалировать над личностной составляющей в образовательном процессе;

ü Большинство студентов отдают своё явное предпочтение развлекательной, но не образовательной составляющей информационных технологий;

ü Отсутствие непосредственного контакта, живого взаимодействия

ü Дополнительный доступ к отвлеченной информации, не имеющей отношения к учебному процессу.

 

Использование ИКТ на занятиях по русской литературе, несомненно, имеют свои плюсы. Проектная работа на тему: «Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», подготовленная в качестве дополнительной информации  преподавателем на лекционном занятии, решает сразу несколько задач. Связь литературы с историей, литературоведением, литературным анализом художественного текста и т.д. В первую очередь презентация поможет студентам во время лекционного занятия не только узнать новую информацию, но  и увидеть все сказанное преподавателем, также в конце работы можно создать несколько слайдов с вопросами в игровой форме. Студенты, отвечая на вопросы, закрепляют полученные знания.


В конце занятия преподавателем может быть предложен метод «Концептуальная таблица», которая относится к графическим организаторам, которая наглядно представляет мыслительные процессы сравнения и  сопоставления.  В концептуальной таблице по вертикали располагается то, что подлежит сравнению, а по горизонтали – различные характеристики, по которым производится сравнение.


Студенты:

1.           Знакомятся с правилами составления концептуальной таблицы. Определяют то, что нужно сравнить и выделяют характеристики и особенности по этим сравнениям.

2.           Заполняют концептуальную таблицу индивидуально или в малых группах:

 – по вертикали – расположено то, что подлежит сравнению;

 – по горизонтали – различные характеристики, по которым производятся сравнение.

3.           Представление итогов работы.


Главные герои комедии

Характеристика, возраст, интересы, 

Прототипы

Крылатые выражения

Чацкий

 

 

 

П.А.  Фамусов

 

 

 

Софья Павловна

 

 

 

Лиза

 

 

 

Молчалин

 

 

 


Иногда по отношению  к компьютеру складывается ошибочное мнение, что он может заменить преподавателя. Безусловно инновационные и информационные технологии нужны и результативны, но это все гораздо эффективнее, когда  преподаватель правильно использует новшества. Преподаватель это культ, который всегда должен быть примером для подражания и восхищения. Компьютерные технологии должны разнообразить и помогать в  разработке занятиий преподавателя. Поводя итоги,  можно отметить, идя в ногу со временем, и используя инновационные и информационные технологий, преподаватель совершенствуется и результат долго не заставит себя ждать.

 

 

Литература:


1.  Аксюхин А.А., Вицен А.А. , Мекшенева Ж.В. Информационные технологии в образовании и науке // Современные наукоемкие технологии. – 2009. –   № 11.

2.  Полат Е.С., Бухарина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие. – М., Академия, 2000.

 



Обновлено 26.05.2020 21:08
 
Яндекс.Метрика