Активизация обучения и развития творческого школьников на уроках технологии с использованием НИТО |
Автор: Ахметзянова О.И. |
13.04.2015 15:36 |
АКТИВИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НИТО
Ахметзянова О.И., учитель технологии, МБОУ СОШ №7 г. Бирска
Компьютер значительно повышает активность работы учащегося в процессе получения и усвоения информации. Современные новые информационные технологии обучения (НИТО) вовлекают ученика в действие, происходящее на экране монитора. Индивидуальная работа с компьютером способствует развитию самостоятельности, приучает к точности, аккуратности, последовательности действий, развивает способности к анализу и обобщению. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках образовательной области «Технология» дает большие возможности для активизации познавательной деятельности учащихся и развития их творческих способностей. Данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Для работы учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя и/или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. В последнее время к ним добавилась интерактивная доска. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы способствовала оптимальному решению поставленных задач на уроке. Презентация делает рассказ учителя более информационно насыщенным, иллюстративным, позволяет учителю вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Все это способствует развитию мышления учащихся, активизирует их познавательную деятельность, повышает мотивацию к изучаемому предмету. Эксперты заметили по результатам многочисленных экспериментов, что по комбинированному воздействию (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Согласно программе в образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися творческого проекта. Школьного учителя привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся. Учащиеся могут заниматься проектной деятельностью на основе компьютерных технологий, что позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить мотивацию учащихся к самостоятельному изучению предмета. При этом учащиеся не только углубляют и расширяют свои знания по теме, но и активно мыслят, привлекают для решения проблем ранее полученные знания, проводят синтез, анализ, обобщение и выводы, способствующие всестороннему самостоятельному рассмотрению поставленной задачи. Все это стимулирует мыслительную активность, развивает творческие способности учащихся, способствует эмоциональному удовлетворению и самоутверждению в глазах окружающих. В этом случае компьютер выступает как инструмент творчества, и одновременно идет процесс его освоения, изучения его богатых, часто скрытых возможностей. «Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования. Компьютеры служат средством, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, проанализировать результаты, воспользоваться его графическими возможностями. Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся методически грамотно, повышают познавательную и творческую активность учащихся, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения. Литература 1.Информационные технологии в образовании: учебное пособие. /Авт.-сост.: В.Г.Соловьянюк. —- Бирск: Бирск. гос. соц.-пед. акад., 2011. 124 с.
2. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5337/Itemid,546/ (13.04.2015) |
Обновлено 13.04.2015 15:49 |