Проектное управление в органах государственной и муниципальной власти |
Автор: Сабирзянова А.А.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б. |
03.12.2023 16:47 |
ПРОЕКТНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ Сабирзянова А.А., студентка, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия Стовба Е.В.,
д.э.н., профессор, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия, Габдулхаков
Р.Б.,
д.и.н., профессор, УГНТУ, г. Уфа, Россия Аннотация.
В статье обосновывается необходимость использования технологий проектного
управления в органах государственной и муниципальной власти. Выделены основные
принципы проектного управления. Подробно рассмотрены этапы реализации проектного
управления. Сделан вывод, проектное управление представляет собой эффективный
инструмент для достижения стратегических целей в органах государственной и
муниципальной власти. Ключевые слова: проект, государственное управление, проектное управление, муниципальное
управление, планирование. Проектное управление представляет собой системный подход к планированию, организации и контролю реализации проектов с целью достижения заранее определенных результатов. В современных условиях проектный подход нашел широкое применение не только в сфере бизнеса, но и в органах государственной и муниципальной власти [2]. Эффективное управление проектами позволяет достичь стратегические цели и обеспечить качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг [11; 14]. Проектное управление - это систематический подход к планированию, организации, выполнению, контролю и завершению проектов с целью достижения их целей в установленные сроки и рамки бюджета. Безусловно, в органах государственной и муниципальной власти применение принципов проектного управления имеет важное значение для эффективного управления ресурсами и реализации приоритетных программ [7; 10; 13]. Выделим основные принципы проектного управления:1. Целеполагание и планирование.
Проектное управление начинается с четкого определения целей, ожидаемых
результатов и ресурсов, необходимых для их достижения. План проекта включает в
себя распределение задач, сроки и ответственность за выполнение.2. Организация и координация.
Эффективное проектное управление требует четкой организации команды,
определения ролей и обязанностей участников проекта, а также поддержания
постоянной коммуникации и координации действий.3. Мониторинг и контроль. Используемые инструменты позволяют отслеживать прогресс выполнения задач, выявлять возможные риски и принимать своевременные корректировки для достижения целей проекта.
Проекты в органах государственной и муниципальной власти проходят через ряд этапов реализации. Рассмотрим более подробно этапы реализации проектного управления. Прежде всего, следует отметить, что проектное управление в государственных и муниципальных органах начинается с определения стратегических целей и приоритетов [1]. Первым этапом проектного управления является идентификация и формулирование проектов, включающих четкое определение целей, задач, ожидаемых результатов и ключевых показателей эффективности. Данный этап основан на анализе существующих потребностей и проблем, а также учете стратегических приоритетов органов власти. Вторым этапом является разработка детального плана проекта с определением ресурсов, сроков, ответственных лиц и этапов реализации. В этом контексте применяются такие инструменты как сетевое планирование, оценка рисков и анализ зависимостей. Эффективное управление рисками является ключевым аспектом в проектном управлении. В органах государственной и муниципальной власти, где проекты могут быть подвержены воздействию экономических и социальных факторов, анализ рисков играет существенную роль в успехе проекта [8]. Третий этап включает выполнение работ, мониторинг хода выполнения проекта, контроль сроков и бюджета, а также анализ достигнутых результатов [5; 6]. Применение систем управления проектами, включая методы управления качеством и ресурсами, играет ключевую роль в этом процессе. На наш взгляд, эффективная коммуникация с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами) является критическим аспектом проектного управления. Данный аспект включает установление механизмов обмена информацией, формирование отчетности и обеспечение прозрачности в процессе реализации проекта. Необходимо констатировать, что органы государственной и муниципальной власти реализуют значительное количество программ и проектов, направленных на социально-экономическое развитие регионов, в том числе и Башкортостана [3; 4; 12]. В данном аспекте применение проектного управления позволяет эффективно управлять ресурсами, контролировать сроки и качество реализации и достигать ожидаемых результатов. В свою очередь, процессы государственных закупок и заключения контрактов также могут быть организованы с использованием принципов проектного управления. Это позволяет повысить прозрачность, сократить риски и обеспечить эффективное использование бюджетных средств. Подчеркнем, что проектное управление позволяет: -
реализовывать приоритетные программы и проекты, обеспечивая максимальное
использование ресурсов и достижение ожидаемых результатов; - повысить
эффективность деятельности государственных и муниципальных учреждений, что, в
свою очередь, способствует улучшению качества предоставляемых услуг гражданам; - стимулировать инновационные инициативы, способствуя развитию и внедрению новых технологий и подходов в органах государственной и муниципальной власти. Безусловно, проектное управление в органах государственной и муниципальной власти сталкивается с рядом вызовов, включая необходимость обеспечения прозрачности и отчетности перед обществом, а также учет особенностей бюрократии. Так, например, внедрение проектного управления в органы государственной и муниципальной власти обуславливает наличие высококвалифицированного персонала, адаптации проекта к особенностям государственного сектора и учета специфики социальной среды [9]. Однако при правильной организации и внедрении проектного управления можно достичь повышения эффективности деятельности государственных органов и улучшения качества предоставляемых муниципальных услуг. Вместе с тем, применение современных методов управления проектами обеспечивает возможность значительного повышения эффективности государственных и муниципальных программ. Таким образом, проектное управление представляет собой эффективный инструмент для достижения стратегических целей в органах государственной и муниципальной власти. Грамотное планирование, ресурсное обеспечение, мониторинг и оценка являются ключевыми элементами успешного проектного управления. Применение методов проектного управления позволяет повысить эффективность использования ресурсов, улучшить контроль и обеспечить достижение ожидаемых результатов в реализации программ и проектов. Его внедрение требует комплексного подхода и учета специфики организационных и правовых аспектов. На наш взгляд, дальнейшие исследования в этой области могут внести существенный вклад в разработку оптимальных подходов к проектному управлению в сфере государственного и муниципального управления. Развитие
компетенций в области проектного управления представляет собой важный шаг к
совершенствованию управленческой практики в государственных и муниципальных
органах. Эффективное применение проектного управления позволяет достичь
стратегические цели, обеспечить прозрачность и ответственность в процессе
реализации проектов, что способствует устойчивому развитию регионов и страны в
целом. Литература 1. Бикбаева Р.Т., Габдулхаков
Р.Б. Сельская молодежь в социальной системе трансформационного периода //
Российский научный журнал. 2016. № 3 (52). С. 66-74. 2. Габдулхаков Р.Б.,
Шевалдина Е.И., Мешкова Н.Г. К вопросу о цифровых компетенциях государственных
и муниципальных управленцев // Инновационные технологии управления
социально-экономическим развитием регионов: Материалы XIII Международной
научно-практической конференции. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2021. С. 119-122. 3. Габдулхаков Р.Б.,
Мешкова Н.Г., Зыков Я.Д. Цифровые технологии в утилизации твердых бытовых
отходов Республики Башкортостан // Цифровые технологии в государственном и
муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные
подходы: Материалы II Всероссийской (национальной)
научно-практической конференции. Уфа: УГНТУ,
2022. С. 7-10. 4. Галиев Р.Р., Ковшов В.А., Гусманов Р.У. Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 101-112. 5. Кутлин Ю.Н., Кутлин
Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Статистическая обработка в биологических
исследованиях. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2022. 118 с. 6. Кутлин Ю.Н., Кутлин
Н.Г., Онина С.А., Гафаров Ф.А. Методы исследования и обработка информации в
биологии. Бирск: Бирский филиал БашГУ, 2021. 112 с. 7. Масалимов Р.Н., Габдулхаков Р.Б. Социальные проблемы сельской молодежи Республики Башкортостан // Forms of social communication in the dynamics of
human society development: Materials digest of the XXXVII International
Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in
philological, historical and sociological sciences. 8. Низамов С.С.,
Макарова О.Б. Общество, экономика и право: проблемы взаимодействия в
современных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и
перспектива. 2023. № 2 (14). С. 71-74. 9. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции
// В мире научных открытий. 2014. № 7-1 (55). С. 636-653. 10. Соколов В.М.,
Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим
проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 2. С.
80-87. 11. Соколов В.М.,
Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения //
Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа:
АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. С.
78-81. 12. Стовба А.В.
Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на
соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c. 13. Стовба А.В.,
Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального образования
// Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII
Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский
государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508. 14. Шарапова В.М.,
Шарапова Н.В., Шарапов Ю.В. Социальные факторы, сдерживающие развитие сельских
территорий // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 6 (378). С.
49-52. |