Главное меню

Малый бизнес и его роль в развитии экономики муниципального образования PDF Печать E-mail
Автор: Никитин Н.С.,Стовба А.В.   
03.12.2023 16:42

МАЛЫЙ БИЗНЕС И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Никитин Н.С., студент,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования и влияния малого предпринимательства на социально-экономическое развитие регионов. Подробно анализируются ключевые преимущества и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели на муниципальном уровне. Предлагаются практические рекомендации по совершенствованию поддержки и развития малого бизнеса в регионах.

Ключевые слова: малый бизнес, экономическое развитие, экономика, муниципальное образование, предпринимательская деятельность, инновации.

 

Малый бизнес играет ключевую роль в экономическом развитии муниципальных образований, формируя среду для предпринимательской инициативы, создавая рабочие места и способствуя устойчивому росту региональной экономики. В современных условиях активного социально-экономического развития, понимание влияния малого бизнеса на муниципальное образование становится неотъемлемой частью эффективного управления [3; 12].


Роль малого бизнеса в экономике муниципального образования имеет огромное значение для устойчивого развития региона. Рассмотрим основные аспекты воздействия малого предпринимательства на муниципальную экономику.


1. Создание рабочих мест. Малые предприятия являются основным источником новых рабочих мест на муниципальном уровне. Вложение капитала в малый бизнес способствует росту занятости, снижению уровня безработицы и, как следствие, улучшению социальной ситуации в регионе [9].


2. Стимулирование локальной экономики. Малые предприятия активно взаимодействуют с местными поставщиками товаров и услуг, что способствует развитию локальной промышленности и сферы услуг. Это приводит к укреплению экономической инфраструктуры муниципального образования [5; 7].


3. Развитие конкуренции. Малый бизнес создает конкуренцию на рынке, что стимулирует другие предприятия к повышению качества продукции и услуг, снижению цен и улучшению сервиса. Это в конечном итоге приносит пользу потребителям.


4. Инновации и технологический прогресс. Малые предприятия, как правило, более гибки и подвижны в применении новых технологий и методов управления [1; 4]. Это способствует инновационному развитию региона и его адаптации к современным требованиям [8; 10].


5. Формирование предпринимательской культуры. Малый бизнес вносит свой вклад в формирование предпринимательской культуры и развитие предпринимательского мышления в обществе. Это важно для создания благоприятной среды для развития предпринимательства.


6. Увеличение налоговых поступлений. Развитие малого бизнеса приводит к увеличению налоговых поступлений в бюджет муниципального образования [2]. Эти средства могут быть направлены на социальные и инфраструктурные программы, что в конечном итоге улучшает качество жизни населения.


7. Повышение устойчивости экономики. Малый бизнес разнообразит экономическую структуру региона, снижая зависимость от крупных корпораций и мировых экономических факторов. Это повышает устойчивость муниципальной экономики к внешним воздействиям.


Тем самым роль малого бизнеса в экономике муниципального образования не может быть недооценена. Он является движущей силой для устойчивого развития, социального подъема и повышения качества жизни населения региона. Поддержка и развитие малого предпринимательства должны быть приоритетными задачами государственных и муниципальных органов.


Малый бизнес обладает рядом преимуществ, таких как оперативность принятия решений, гибкость в адаптации к изменяющимся условиям рынка, способность к инновационной деятельности и активному взаимодействию с локальным сообществом. Однако, среди рисков можно выделить высокую конкуренцию, нестабильность рыночной среды и ограниченный доступ к финансовым ресурсам.


Для успешного функционирования малого бизнеса необходима эффективная поддержка и стимулирование со стороны государственных и муниципальных органов. Рассмотрим государственную и муниципальную поддержку малого бизнеса.


Государственная поддержка малого бизнеса состоит в следующих аспектах:


1. Финансовая поддержка. Предоставление финансовых инструментов, таких как субсидии, гранты, льготные кредиты, способствует повышению доступности финансирования для малых предприятий. Это особенно важно для новых и стартующих бизнесов.


2. Налоговые льготы и преференции. Установление специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства может значительно снизить финансовую нагрузку на предпринимателей, стимулируя развитие бизнеса.


3. Обучение и консультирование. Организация образовательных программ, мастер-классов, семинаров и консультаций помогает предпринимателям развивать свои навыки и компетенции, а также разрабатывать бизнес-планы и стратегии развития [6].


Муниципальная поддержка малого бизнеса определяется в основании:


1. Инфраструктурная поддержка. Создание специальных предпринимательских зон, бизнес-инкубаторов, технопарков с современной инфраструктурой способствует облегчению старта бизнеса и его развитию.


2. Партнерство с местными поставщиками и потребителями. Муниципальные органы могут содействовать в установлении деловых связей между предпринимателями, поставщиками и покупателями внутри региона, что способствует росту объемов реализации продукции и услуг.


3. Содействие в продвижении бренда региона. Продвижение продукции и услуг, произведенных в муниципальности, как качественных и конкурентоспособных, способствует расширению рынков сбыта и повышению прибыльности малого бизнеса [11].


Результаты успешной поддержки малого бизнеса на муниципальном уровне включают в себя не только увеличение числа рабочих мест и повышение уровня благосостояния в регионе, но и стимулирование инноваций, развитие конкуренции, а также улучшение качества продукции и услуг, что в итоге способствует более устойчивому развитию экономики региона в целом.


Таким образом, малый бизнес играет важнейшую роль в развитии экономики муниципальных образований. Его поддержка и развитие требует системного подхода и внимания со стороны государства и местных органов власти. Развитие предпринимательства на муниципальном уровне способствует устойчивому социально-экономическому росту региона и повышению качества жизни населения.

 

Литература


1. Аскаров А.А., Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование развития экономики сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 4 (44). С. 178-184.      

2. Галиев Р.Р. Устойчивое развитие сельской местности и информатизация налогово-учетной системы // Никоновские чтения. 2012. № 17. С. 215-218.

3. Галиев Р.Р. Методология и методика исследования производственного потенциала хозяйств региона // Никоновские чтения. 2018. № 23. С. 159-161.

4. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций //  Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической конференции в рамках XXVI Международной специализированной выставки "Агрокомплекс-2016". Уфа: БашГАУ, 2016. С. 232-237.

5. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Обеспечение продовольственной безопасности региона в условиях импортозамещения (на примере Республики Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2016. № 3 (39). С. 100-108.

6. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303.

7. Низамов С.С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3 (11). С. 23-27.

8. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c.

9. Стовба Е.В., Стовба А.В. Развитие сельских территорий в условиях формирования цифровой экономики // Вестник Академии управления и производства. 2021. № 2-3. С. 90-96.

10. Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Стовба А.В. Цифровые инновации как драйвер экономического развития сельских территорий // Менеджмент и маркетинг: современное состояние, технологии и тенденции развития: Сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. С. 233-237.

11. Стовба Е.В., Лукьянова М.Т., Ковшов В.А. Форсайт как инструмент стратегического планирования и прогнозирования устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2019. № 11 (190). С. 92-100.

12. Stovba E., Lukyanova M., Stovba A., Kolonskih N. Foreign experience in the development of strategic planning theory and practice of sustainable development in rural areas on the foresight technologies basis // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International Science and Technology Conference «FarEastCon 2019». Vladivostok, 2020. P. 072007.

 

 

 

 


 
Яндекс.Метрика