Главное меню

Этапы развития налоговой системы как часть экономического реформирования PDF Печать E-mail
Автор: Гусманов Р.У.,Исаев Н.М.   
03.12.2023 15:30

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

 

Гусманов Р.У., д.э.н., профессор,

Исаев Н.М., аспирант,

ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Ключевые слова: налоги, налоговая система, реформирование, экономика страны

 

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине [8]. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.


На втором этапе (XVI - начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика.


Третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности [2; 6].


Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.


Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики [1; 3; 7].


Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную, и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов [5]. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.


В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т. е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ [4; 6].


Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.

 

Литература


1. Галиев Р.Р. Методология и методика исследования производственного потенциала хозяйств региона // Никоновские чтения. 2018. № 23. С. 159-161.

2. Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Трансформация сельских хозяйств Восточной Германии и Республики Башкортостан // Российский электронный научный журнал. 2018. № 2 (28). С. 100-116.

3. Лысова А.А. Первичный учет: его организация и постановка на примере ООО "Агент" / А.А. Лысова, З.А. Залилова // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Брянск: Брянский государственный аграрный университет, 2018. С. 297-300. 

4. Маннапова Р.А. Калькулирование себестоимости биологических активов продукции пчеловодства как инструмент контроля / Р.А. Маннапова, З. А. Залилова // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-2. С. 377-381.

5. Совершенствование методического обеспечения контроля наличия и сохранности запасов в системе управления предприятием / Г.С. Клычова, А.Р. Закирова, З.А. Залилова, И.М. Гимадиев // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2021. Т. 16. № 2(62). С. 107-115. DOI 10.12737/2073-0462-2021-107-115. 

6. Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Горбунова О.С., Арасланбаев И.В., Стовба А.В., Даминева Э.Р. Роль цифровых технологий в развитии деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 3-2. С. 225-232.

7. Стовба Е.В., Шарафутдинов А.Г., Стовба А.В. Цифровые инновации как драйвер экономического развития сельских территорий // Менеджмент и маркетинг: современное состояние, технологии и тенденции развития: Сборник научных статей. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2021. С. 233-237.

8. Хоружий Л.И. Объекты бухгалтерского учета и калькулирование себестоимости продукции в пчеловодстве / Л.И. Хоружий, З.А. Залилова, Р.А. Маннапова // Бухучет в сельском хозяйстве. 2014. № 12. С. 8-21.

 


 
Яндекс.Метрика