Главное меню

Государственное и муниципальное управление в цифровой среде PDF Печать E-mail
Автор: Галанов В.А.,Стовба Е.В.,Габдулхаков Р.Б.   
30.11.2023 18:20

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ

 

Галанов В.А., студент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия,

Стовба Е.В., д.э.н., профессор, Россия,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия,

Габдулхаков Р.Б., д.и.н., профессор,

УГНТУ, г. Уфа, Россия

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию влияния цифровой трансформации на государственное и муниципальное управление. Рассматриваются ключевые аспекты цифровизации, такие как электронный документооборот, электронные государственные сервисы и аналитика данных. Анализируются вызовы, с которыми сталкиваются органы власти в процессе цифровой трансформации. В заключении подчеркивается, что правильное внедрение цифровых инструментов способствует повышению эффективности управления и качества предоставляемых государственных услуг.

Ключевые слова: цифровая среда, цифровая трансформация, государственное управление, муниципальное управление, электронный документооборот, электронные государственные сервисы.

 

Современное общество переживает эпоху интенсивного технологического прогресса, который кардинально меняет характер взаимодействия государственных и муниципальных органов с гражданами. Цифровая трансформация становится основным фактором повышения эффективности управления и улучшения качества предоставляемых государственных услуг [1].


Цифровая трансформация представляет собой комплексный процесс внедрения современных цифровых технологий во все аспекты деятельности государственных и муниципальных органов [2; 4; 8]. Это включает в себя автоматизацию процессов, цифровизацию документооборота, создание электронных сервисов и усовершенствование систем аналитики и управления данными. Существенно улучшает эффективность и прозрачность управления. Она сокращает временные затраты на административные процедуры, повышает качество предоставляемых услуг и обеспечивает более быстрый и надежный доступ к информации для граждан и предпринимателей.


Рассмотрим инструменты цифровизации в государственном и муниципальном управлении:


1. Электронный документооборот. Внедрение электронного документооборота снижает временные затраты на обработку документов, уменьшает риск утери информации и повышает уровень безопасности хранения документации.

2. Электронные государственные сервисы. Создание электронных государственных сервисов позволяет гражданам и предпринимателям получать услуги в режиме онлайн, что существенно улучшает доступность государственных услуг и сокращает необходимость физического присутствия в офисах государственных учреждений [9].


3. Аналитика и Big Data. Применение аналитических инструментов и анализ больших данных позволяет более точно оценивать эффективность программ и мероприятий, что в свою очередь способствует более рациональному распределению ресурсов и улучшению качества предоставляемых услуг [11].


С развитием цифровых технологий возрастает угроза кибератак и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации [10]. Государственные и муниципальные органы должны придавать особое внимание вопросам кибербезопасности. Важно разработать и внедрить эффективные меры по защите информации и критических информационных систем от потенциальных угроз.


Внедрение новых цифровых технологий требует от государственных и муниципальных служащих соответствующих навыков и компетенций. Необходимо проводить обучающие программы, семинары и тренинги, направленные на развитие цифровых навыков [5; 7]. Это позволит персоналу эффективно использовать цифровые инструменты в повседневной деятельности.


Одним из вызовов цифровой трансформации является обеспечение доступности электронных государственных сервисов для всех категорий населения. Необходимо учитывать интересы и потребности граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями, а также гарантировать равный доступ к информационным ресурсам.


С учетом динамичного развития цифровых технологий, необходимо обеспечить соответствие законодательства новым вызовам и возможностям, возникающим в контексте цифровой трансформации [6]. Гармонизация нормативной базы позволит эффективно регулировать использование новых технологий и обеспечить правовую защиту прав и интересов граждан.


Одним из ключевых аспектов успешной цифровой трансформации является повышение уровня доверия граждан к электронным государственным сервисам. Это можно достичь путем обеспечения конфиденциальности и безопасности данных, а также предоставления прозрачной информации о целях и принципах работы цифровых платформ.


Тем самым, вызовы цифровой трансформации представляют собой сложную задачу, требующую комплексного подхода и внимательного анализа [3]. Эффективное преодоление этих вызовов позволит достичь максимальной выгоды от цифровой трансформации в государственном и муниципальном управлении. Кроме того, правильное реагирование на эти вызовы позволит раскрыть потенциал современных технологий для улучшения качества предоставляемых государственных услуг и улучшения жизни граждан.


Таким образом, цифровая трансформация государственного и муниципального управления представляет собой неотъемлемую составляющую современного развития. Правильное внедрение и использование цифровых инструментов позволяет существенно повысить эффективность управления и качество предоставляемых государственных услуг. Это, в свою очередь, способствует улучшению качества жизни граждан и обеспечивает стабильное развитие общества.

 

Литература


1. Габдулхаков Р.Б., Шевалдина Е.И., Мешкова Н.Г. К вопросу о цифровых компетенциях государственных и муниципальных управленцев // Инновационные технологии управления социально-экономическим развитием регионов: Материалы XIII Международной научно-практической конференции. Уфа: ИСЭИ УФИЦ РАН, 2021. С. 119-122.

2. Габдулхаков Р.Б., Мешкова Н.Г., Зыков Я.Д. Цифровые технологии в утилизации твердых бытовых отходов Республики Башкортостан // Цифровые технологии в государственном и муниципальном управлении развитием территорий: новые концептуальные подходы:  Материалы II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Уфа: УГНТУ, 2022. С. 7-10.

3. Галиев Р.Р. Приоритеты инновационного развития сельского хозяйства Башкортостана // Развитие институтов инновационной экономики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство: Сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции. М.: ООО «Научный консультант», 2016. С. 69-74.

4. Гусманов Р.У., Низамов С.С. К вопросу цифровизации системы образования //  Модернизация аграрного образования: Сборник научных трудов по материалам VII Международной научно-практической конференции. Томск-Новосибирск, 2021. С. 166-169.

5. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. С. 159-162.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. С. 78-81.

7. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе //  Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). Нижневартовск: Тюменский индустриальный университет, 2016. С. 109-113.

8. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный университет». Уфа, 2015. 151 c.

9. Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального образования // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508.

10. Шарапова Н.В., Ялунина Е.Н., Шарапова В.М. Финансирование сельского хозяйства для внедрения цифровых технологий // Фундаментальные исследования. 2023. № 8. С. 50-56.

11. Sycheva I.N., Miheeva N.M., Dunets A.N., Ivanova N.E., Nemtsev V.N., Gabdulkhakov R.B. Organizational and economic forms of cross-border cooperation of a region // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. № 2. P. 1395-1407.

 


 
Яндекс.Метрика