Главное меню

Образование как базовая сфера формирования и развития человеческого капитала на муниципальном уровне PDF Печать E-mail
Автор: Пронина С.Н.,Стовба А.В., Лой Л.С.   
30.11.2023 18:07

ОБРАЗОВАНИЕ КАК БАЗОВАЯ СФЕРА ФОРМИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

 

Пронина С.Н., студентка,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия,

Стовба А.В., к.ф.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия,

Лой Л.С., учитель,

КГУ «Общеобразовательная школа имени Абая

отдела образования города Костаная»,

г. Костанай, Республика Казахстан

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли образования в формировании и развитии человеческого капитала на муниципальном уровне. Акцент делается на региональном контексте, где муниципальные уровни играют важную роль в создании устойчивых и развитых обществ. В статье проводится анализ теоретических аспектов понятия «человеческий капитал» и его связи с экономическим развитием. Особое внимание уделяется муниципальному уровню, как краеугольному камню в формировании образовательной политики и развитии человеческого потенциала.

Ключевые слова: образование, человеческий капитал, муниципальный уровень, экономическое развитие, инновации, образовательные программы.

 

В современном обществе образование приобретает ключевое значение в формировании и развитии человеческого капитала [1; 3; 6]. На муниципальном уровне, где реализуется основная часть образовательных программ, происходит непосредственное воздействие на развитие личности, профессиональных навыков и культурного уровня граждан.


Муниципалитеты играют важную роль в распределении ресурсов для образовательных программ, адаптированных к конкретным потребностям региона. Актуальность темы подчеркивается также в свете постоянно меняющихся технологических требований и вызовов, с которыми сталкивается современная система образования. Поэтому изучение роли образования на муниципальном уровне как базовой сферы формирования человеческого капитала представляет собой важную задачу для обеспечения устойчивого и прогрессивного развития регионов.


Человеческий капитал представляет собой ключевую составляющую ресурсной базы общества, состоящую из знаний, навыков, квалификации и физического и психологического здоровья индивида [10]. Этот концепт, впервые введенный Гэри Беккером, подчеркивает, что инвестиции в образование и здоровье индивида способствуют его производительности и способности к самореализации в экономике и обществе в целом.


Роль человеческого капитала в экономике не может быть переоценена. В современной информационной и технологически развитой эпохе, способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда зависит от уровня образования, профессиональных навыков и способности к обучению [8]. Более того, человеческий капитал является движущей силой инноваций и технологического прогресса. Именно квалифицированные и мотивированные работники создают и внедряют новые идеи, что способствует росту производительности и конкурентоспособности национальной экономики.


Влияние образования на формирование человеческого капитала играет ключевую роль в этом процессе [4; 9]. Образование является основным механизмом передачи знаний и навыков, а также формирования критического мышления и аналитической компетенции. Высококачественное образование способствует развитию когнитивных и технических навыков, что, в свою очередь, способствует росту производительности труда и инновационной активности индивида.


Муниципальный уровень играет важнейшую роль в развитии образования, поскольку именно на этом уровне принимаются стратегические решения по финансированию, организации и качеству образовательных программ. Местные органы власти осуществляют непосредственный контроль за образовательными учреждениями, разрабатывают программы развития образования с учетом потребностей и специфики региона [5].


Тем самым, человеческий капитал, формируемый через образование, является краеугольным камнем экономического прогресса и социального развития. Успешное инвестирование в образование на муниципальном уровне способствует созданию устойчивой и процветающей общественно-экономической системы, способной адаптироваться к вызовам современного мира [2; 11].


Образование имеет фундаментальное значение для экономического и социального развития региона. Качественное образование является ключевым фактором, способствующим повышению уровня образованности и профессиональной компетенции населения [12; 13]. Влияние образования на экономический рост региона можно рассматривать с нескольких точек зрения:


1. Повышение производительности труда. Образованные работники обычно более продуктивны, так как обладают актуальными знаниями и навыками, что способствует росту производительности труда. Это, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на конкурентоспособность региона.

2. Привлечение инвестиций. Регионы с высоким уровнем образования населения часто более привлекательны для инвесторов. Это связано с наличием квалифицированной рабочей силы и более благоприятной средой для развития бизнеса.

3. Инновации и развитие. Образованные люди чаще вносят вклад в инновационные проекты и разработки, что способствует развитию новых технологий и улучшению конкурентоспособности региона.


Необходимо отметить, что инвестиции в образование на муниципальном уровне несут значительные экономические выгоды, которые включают:


1. Рост ВВП. Повышение уровня образования населения стимулирует экономический рост региона. Высокая образованность населения связана с более высоким ВВП на душу населения.

2. Снижение бедности. Образование помогает снизить уровень бедности, так как люди с образованием имеют больше возможностей на рынке труда и, следовательно, больший доход.

3. Улучшение здравоохранения. Образование связано с более здоровым образом жизни и снижением заболеваемости, что сокращает расходы на медицинское обслуживание и увеличивает продолжительность жизни [7].


Существует множество примеров успешных практик на муниципальном уровне, демонстрирующих положительное воздействие инвестирования в образование. Некоторые из них включают в себя:


- создание качественных образовательных программ. Муниципалитеты, которые активно инвестируют в разработку и реализацию качественных образовательных программ, видят рост уровня образованности и улучшение экономических показателей;

- партнерство с местными предприятиями. Сотрудничество с местными предприятиями и индустриями позволяет адаптировать образовательные программы к потребностям рынка труда, что способствует более успешной интеграции выпускников в экономику региона;

- фокус на дополнительном образовании и профессиональной переподготовке. Муниципалитеты, которые предоставляют доступ к дополнительным образовательным программам и курсам по профессиональной переподготовке, стимулируют учащихся и работников к постоянному обучению и улучшению своих навыков.


Важно подчеркнуть, что образование на муниципальном уровне является критической инвестицией в человеческий капитал и экономический рост региона. Экономические выгоды от инвестирования в образование проявляются в росте ВВП, снижении бедности и улучшении качества жизни. Примеры успешных практик подчеркивают важность эффективного управления образовательными ресурсами на муниципальном уровне для достижения устойчивого социально-экономического развития.


Система образования на муниципальном уровне, несмотря на свою важность, сталкивается с рядом существенных проблем, оказывающих негативное воздействие на качество и эффективность образовательного процесса. В частности:


1. Финансирование. Одной из основных проблем является недостаточное финансирование образовательных учреждений на муниципальном уровне. Ограниченные бюджеты снижают возможности школ и университетов в обновлении образовательных программ, обновлении учебной базы и обеспечении достойного уровня заработной платы педагогическим кадрам.

2. Доступность образования. Неравномерность доступности образовательных услуг в различных районах муниципалитета представляет собой серьезную проблему. Неравенство в доступности к высококачественному образованию может привести к ухудшению социальной мобильности и ограничению возможностей для отдельных групп населения.


4. Низкая мотивация учащихся. Проблемы мотивации учащихся также требуют серьезного внимания. Недостаточное мотивационное воздействие может привести к падению интереса к учебе, снижению успеваемости и даже досрочному прерыванию образования.


5. Неэффективное управление. Эффективное управление образовательными учреждениями на муниципальном уровне является ключевым фактором успеха, однако в ряде случаев наблюдаются проблемы с организацией, планированием и контролем образовательного процесса.


Тем самым, решение данных проблем требует совместных усилий образовательных учреждений, местных органов власти и общественности. Система образования на муниципальном уровне играет важную роль в формировании человеческого капитала, и только преодоление указанных проблем позволит достичь максимального потенциала данной сферы.


Можно резюмировать, что, образование, как ключевой компонент человеческого капитала, играет критическую роль в формировании навыков, знаний и качеств, необходимых для успешной адаптации к современным вызовам. Экономические выгоды от инвестирования в образование являются неоспоримыми, приводя к повышенной производительности, инновационному развитию и улучшению качества жизни населения.


Муниципальный уровень, как базовая платформа для реализации образовательных программ, имеет прямое воздействие на качество образования в регионе. Эффективное управление и адекватное финансирование на этом уровне существенно влияют на развитие системы образования.


Тем не менее, система образования на муниципальном уровне сталкивается с рядом серьезных проблем, включая финансирование, доступность, технологическую адаптацию и низкую мотивацию учащихся. Решение этих проблем требует совместных усилий со стороны образовательных учреждений, местных органов власти и общественности.


В целом, образование на муниципальном уровне представляет собой стратегическое направление для обеспечения устойчивого и процветающего развития регионов. Рациональное управление образовательными ресурсами, инновационные подходы к образовательному процессу и укрепление партнерских отношений между различными участниками образовательной сферы являются важными шагами в этом направлении.

 

Литература


1. Галиев Р.Р. Нравственная экономика для России - новая экономическая парадигма // Российский электронный научный журнал. 2015. № 1 (15). С. 48-64.

2. Галиев Р.Р., Ковшов В.А., Гусманов Р.У. Проект маркетплейса агроландшерингового кооператива // Вестник НГИЭИ. 2021. № 2 (117). С. 101-112.

3. Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303.

4. Низамов С.С., Макарова О.Б. Общество, экономика и право: проблемы взаимодействия в современных условиях // Общество, право, государственность: ретроспектива и перспектива. 2023. № 2 (14). С. 71-74.

5. Низамов С.С. Критерии и показатели экономической безопасности государства // Право: ретроспектива и перспектива. 2022. № 3 (11). С. 23-27.

6. Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы социально-ответственной реализации достижений биоэтики // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-2. С. 251.         

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Оценка поведенческих факторов риска медицинских работников в условиях эпидемий и экстремальных ситуаций // Современные исследования социальных проблем. 2020. Т. 12. № 2. С. 68-83.

8. Соколов В.М., Стовба А.В. Философия радости в повседневной культуре казачества // Гуманитарные и социальные науки. 2019. № 4. С. 58-65.

9. Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014. № 2. С. 14.    

10. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science: International scientific and practical conference on agrarian economy in the era of globalization and integration. 2019. P. 012095.

11. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D., Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic planning of sustainable rural development // Progress in Industrial Ecology. 2020. Vol. 14. № 3-4. P. 284-305.

12. Gusmanov R., Askarov A., Lukyanova M., Kovshov V., Stovba E. Strategic planning of rural development based on foresight methodologies // Scientifica. 2020. Vol. 2020. P. 5195104.   

13. Stovba Ye.V., Masalimov R.N. Using the behavioral approach in forming strategy of sustainable development of rural territories of a region // В мире научных открытий. 2014. № 9-1 (57). С. 389-407.


 
Яндекс.Метрика