Проблемы управления развитием человеческого капитала в муниципальных образованиях |
Автор: Шамсутдинова Л.А. |
30.11.2023 17:53 |
ПРОБЛЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ Шамсутдинова Л.А., студентка, Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск,
Россия Аннотация. В данной статье освещается значительная тема - управление
человеческими ресурсами в городском самоуправлении. В современных условиях
особенно важно обратить внимание на эффективное управление человеческим
капиталом. Последовательный анализ проблемы дал возможность сформулировать ряд
практических рекомендаций, направленных на повышение качества непрерывного
образования и развитие профессиональных знаний и навыков сотрудников городской
администрации. Ключевые
слова: человеческий капитал, экономическое развитие территории,
муниципальное управление. Человеческий капитал играет ключевую роль в системе экономической деятельности. В современной экономике большее внимание уделяется развитию теоретических и практических знаний, умений работника, чем накоплению материальных благ, которые создал работник [2]. Происходит смена приоритетов, благодаря которой можно перейти к новому типу экономического развития, основанному на создании, воспроизводстве и потреблении человеческого капитала [4]. Данный вопрос в своих исследованиях рассматривался многими учеными. Теорию человеческого капитала разработали в XX веке ряд ученых-экономистов, такие как Ли Хансен, Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер. Позднее немалый вклад в развитие этой теории сделали М. Блауг, В. Иноземцев и др. ученые, взгляды которых основывались на том, что движущей силой экономического прогресса служит инвестирование в обеспечение качества человеческого капитала. Причем акцентировать внимание необходимо не только на экономической сфере, но и социальной, ведь только инвестируя комплексно, можно быть уверенным, что знания и навыки будут значительно содействовать росту производительности труда. Дж. Минсер
еще в Дальнейшее свое развитие теория человеческого капитала получила в трудах Теодора Шульца. Лауреат Нобелевской премии в своем труде «Человеческий капитал» разделял все человеческие способности на врожденные и на приобретенные, отмечая, что человек появляется на свет с определенной неповторяемой совокупностью генов, которые определяют его врожденный человеческий потенциал. В качестве него ученый определял именно те ценные приобретенные качества, которые впоследствии можно усилить через соответствующие инвестиции [3]. На сегодняшний день в экономике акцент смещается с накопления материальных благ, созданных работником, на развитие теоретических и практических знаний и умений работника [1; 3]. Такая смена приоритетов позволяет перейти к новому типу экономического развития, который базируется на создании, воспроизводстве и потреблении человеческого капитала [2; 8]. Вопросы местного значения, прописанные в федеральном законе от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», создают огромную потребность в научном осмыслении и разработке особых подходов к управлению развитием человеческого капитала на муниципальном уровне. В связи с самостоятельностью, повышенной финансовой характеристикой, полномочиями и правом выбора, актуальность проблемы качества человеческого капитала муниципального управления в России резко возросла. Исследования в области управления человеческим капиталом на уровне общества и социально-экономических отношений в разнообразных системах хозяйствования уже хорошо изучены, однако исследования в этой области на муниципальном уровне оставляют желать лучшего. Пока неясно, как принципы управления человеческим капиталом применяются на практике в условиях реформы рыночных отношений на муниципальном уровне. Тем не менее, образование играет все более важную роль в современном мире в формировании нового качества экономики и общества в целом [5; 10]. В свете растущего влияния образования на формирование человеческого капитала, весьма актуальным становится изучение субъектов, таких как управленческие кадры муниципального управления и муниципальные работники образовательных учреждений. Волнует их социально-профессиональная деятельность, а также их ценности и социально-экономическое положение. Специфический вид управленческой деятельности, осуществляемый органами и должностными лицами местного самоуправления, это муниципальное управление, направленное на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения [6; 9]. Для реализации управленческого воздействия муниципального управления используются три основных вида ресурсов - правовые, экономические и административные. Главная цель этих ресурсов - создание необходимых условий для удовлетворения коллективных интересов и потребностей местного сообщества путем управления территорией муниципального образования [7; 11]. С возрастанием значения человеческого капитала в обществах, развитие экономики и продвижение технологий показывают свою значимость. Мы понимаем человеческий капитал как набор «знаний, навыков, мотиваций, опыта и здоровья», которыми обладает различные группы людей и который могут быть использованы для производства товаров и услуг в определенный период времени [1]. Вклад человеческого капитала в экономический рост развитых стран, согласно различным оценкам, составляет от 50 до 70%. Более того, инвестиции в социальную сферу демонстрируют не менее эффективное значение, чем вложения в производство материальных ресурсов. В отрасли постоянного самосовершенствования, особую роль играет уникальный состав человеческого ресурса, который имеет свои разнообразные и изменчивые характеристики. Это объединение многообразных компетенций, подвержено значительным трансформациям, особенно под воздействием формального и неформального образования. "Экономика знаний" - стратегия и концепт человеческого ресурса, которые стали с каждым годом все более актуальными, в связи с тем, что многие страны находятся на пути к постиндустриальному прогрессу. Современная экономическая и социологическая литература не усматривает серьезности вопроса применения человеческого капитала в контексте муниципального управления. Например, Р. Капелюшников обращает внимание на недостаток приверженности к идее человеческого капитала среди образовательного сообщества. Они утверждают, что такой подход недостаточно ценит важность образования и принижает достоинство личности, снижая его до статуса машины [2]. Для развития человеческого капитала на муниципальном уровне
управления могут быть определены следующие направления, основанные на
выявленных противоречиях: - стремление к более эффективной системе повышения квалификации и переобучения кадров муниципалитета, в соответствии с требованиями статьи 42 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это позволит развивать профессиональную компетентность руководителей муниципалитета как основной фактор, способствующий экономическому развитию территории. - активное участие в разработке и реализации приоритетных направлений развития муниципальной системы образования в условиях модернизации образования, а также сопровождение процессов эффективного функционирования и развития этой системы являются основными задачами эксперта. Он также участвует в создании законодательной и нормативно-правовой базы для муниципальной системы образования и занимается управлением ресурсами муниципальных образовательных учреждений, а также концептуальными основами обучения, воспитания и дополнительного образования детей. Кроме того, эксперт работает над удовлетворением потребностей работников муниципалитета в высококачественных профессиональных образовательных услугах и создании персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки кадров муниципалитета территории [3]. Улучшение содержания и технологий повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководителей муниципальных образовательных учреждений и кадров муниципалитета является стратегической задачей. Для достижения этой цели необходимо обеспечить следующие направления деятельности органов государственной и муниципальной власти: разработка системы условий, которые будут способствовать улучшению содержания и технологий повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров муниципалитета. Важно учесть информационные, нормативно-правовые, организационные, мотивационные, кадровые, научно-методические, экономические и финансовые аспекты, а также сделать условия доступными для всех территорий. Повышение квалификации персонала муниципалитета осуществляется путем применения инновационных педагогических технологий, научного проектирования нового содержания и внедрения новых образовательных моделей. Эти модели основываются на методологии, которая способствует формированию нового профессионального сознания и ценностей сотрудников муниципалитета. Таким образом, состояние работы с кадрами муниципалитета
определяется тенденцией, связанной с реформированием системы повышения
квалификации и профессиональной переподготовки сотрудников в сфере
муниципального образования. Таким образом, требуется новая идеология кадровой
работы, которая основывается на уважении прав и интересов сотрудников, учете и
удовлетворении их потребностей, а также создании условий, необходимых для
развития профессионального и личного потенциала с целью эффективного решения
поставленных перед ними задач. Важным фактором совершенствования
образовательного процесса является постоянное омоложение и пополнение
научно-педагогического потенциала. Необходимо придерживаться нового подхода,
который предусматривает обеспечение прав, законных интересов и потребностей для
достижения эффективного решения данных задач. Литература 1. Биликтуева Г.Д.
Проблема управления человеческим капиталом в системе муниципального образования
// Мир экономики и управления. 2009. Т. 9 . Вып. 1. URL:
https://nsu.ru/xmlui/handle/nsu/2858 (дата обращения: 24.10.2023). 2. Гежа Е.Г.
Тенденции исследования человеческого капитала и устойчивого экономического
развития // Экономические и институциональные исследования: Альманах науч. тр.
Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2020. Вып. 3. С. 79-82. 3.
Гусманов Р.У., Стовба Е.В., Стовба А.В. Современная молодежь как стратегический
ресурс развития сельских территорий региона (на примере Республики
Башкортостан) // Дальневосточный аграрный вестник. 2018. № 4 (48). С. 296-303. 4. Капелюшников Р.И.
Экономический подход Гэри Беккера к человеческому поведению // США: экономика,
политика, идеология. - 2019. - № 11. - С. 9-11. 5.
Соколов В.М., Стовба А.В. Медицинское образование и проблемы
социально-ответственной реализации достижений биоэтики // Современные проблемы
науки и образования. 2015. № 1-2. С. 251. 6.
Стовба А.В., Камаева Р.Р. Туризм как фактор устойчивого развития муниципального
образования // Наука в современном мире: взгляд молодых ученых: Материалы VIII
Международной научно-практической конференции. Грозный: Чеченский
государственный педагогический университет, 2022. С. 503-508. 7.
Стовба Е.В. Зарубежный опыт в развитии теории и практики моделирования сельских
территорий // Международный научный журнал. 2011. № 5. С. 57-61. 8.
Стовба Е.В., Масалимов Р.Н., Стовба А.В. Сельская молодежь в условиях
модернизации аграрной экономики (на материалах Республики Башкортостан) //
Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014.
№ 2. С. 14. 9. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D.,
Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic
planning of sustainable rural development // Progress in Industrial Ecology.
2020. Vol. 14. № 3-4. P. 284-305. 10. Gusmanov R.U., Stovba E.V., Avarskii N.D.,
Lukyanova M.T., Galiev R.R. Foresight as an innovative tool for strategic
planning of sustainable rural development // Progress in Industrial Ecology.
2020. Vol. 14. № 3-4. P. 284-305. 11. Stovba E., Lukyanova M., Stovba A., Kolonskih N.
Foreign experience in the development of strategic planning theory and practice
of sustainable development in rural areas on the foresight technologies basis
// IOP Conference Series: Materials Science and Engineering. International
Science and Technology Conference «FarEastCon 2019». |