Коучинг и менторство как методы развития управленческих компетенций и повышения эффективности работы команды |
Автор: Толстиков Д. А. |
24.11.2023 23:32 |
КОУЧИНГ
И МЕНТОРСТВО КАК МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ И ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ КОМАНДЫ Толстиков
Д. А., к.ф.н., доцент, Сибирский институт бизнеса и
информационных технологий, г. Омск, Россия Аннотация:
В
статье рассматриваются основные аспекты коучинга и менторства, их принципы,
методы, а также примеры успешного применения. Анализируются проблемы, связанные
с использованием коучинга и менторства, и перспективы их развития в контексте
современных тенденций и вызовов в области менеджмента. Ключевые
слова: коучинг, менторство, менеджмент, команда,
коммуникация. В современном мире коучинг и менторство становятся все более популярными методами развития управленческих компетенций и повышения эффективности работы команд в различных сферах. Эти методы основаны на партнерстве между профессионалом (коучем или ментором) и начинающим специалистом, который хочет развиваться как профессионал. Коучинг и менторство дают возможность руководителям и членам команды развивать свои навыки управления, коммуникации, принятия решений, лидерства, командной работы и других аспектов, необходимых для успешной профессиональной деятельности. Они способствуют формированию корпоративной культуры, основанной на доверии, уважении и поддержке между сотрудниками, что способствует созданию благоприятной рабочей атмосферы и повышению мотивации команды [2, С. 201]. Коучинг – это процесс, в котором опытный специалист помогает сотруднику развить свои навыки, улучшить свою производительность и достичь поставленных целей. Коуч не дает готовых решений, а помогает сотруднику самому найти ответы на вопросы. Менторство – это форма наставничества, в которой профессионал делится с молодым специалистом своими знаниями. Ментор даёт советы, рекомендации, поддержку и обратную связь, передаёт опыт, чтобы помочь сотруднику достичь успеха в карьере [1, С. 29-30]. Коучинг является одним
из методов управления, который помогает командам достигать своих целей. Он
основан на принципах сотрудничества, поддержки и развития потенциала каждого члена
команды. Основные принципы
коучинга: – каждый член команды
рассматривается как уникальная личность со своими сильными и слабыми сторонами; – коучинг помогает членам
команды быть открытыми и честными друг с другом, развивать свои навыки и
компетенции, чтобы они были максимально эффективными и могли достигать лучших
результатов; – коучинг даёт обратную
связь команде, помогая ей улучшить свою работу и достичь поставленных целей. Методы коучинга: – проводить интервью с членами
команды, получая информацию о сильных и слабых сторонах сотрудника; – организовывать
тренинги и семинары для членов команды, помогая им развить свои навыки и знания; – проводить командные сессии, на которых команда обсуждает цели и задачи, а также работает над улучшением своей эффективности. В зависимости от целей и задач, коучинг может быть разным. Например, коучинг для развития личностных качеств, карьерный коучинг, бизнес-коучинг и др. Разные виды коучинга имеют свои особенности и подходят для решения определенных задач. Карьерный коучинг помогает людям определиться с профессией и выбрать правильный путь в жизни, а бизнес-коучинг – развивает навыки управления. Вид коучинга определяет подходы к работе. Например, в индивидуальном коучинге используется метод диалога, когда коуч задает вопросы клиенту и помогает ему найти ответы. В групповом коучинге используются методы групповой работы, такие как обсуждение, ролевые игры, мозговой штурм. Коучинг может применяться для работы с различными группами сотрудников: руководители, специалисты. В каждой группы могут быть свои особенности применения коучинга. Для руководителей коучинг может использоваться для развития навыков управления, улучшения коммуникации и решения проблем. Коучинг помогает руководителям разработать стратегии для достижения целей, улучшить навыки принятия решений и повысить эффективность работы команды [4, С. 164]. Для специалистов коучинг помогает развить профессиональные навыки, улучшить коммуникацию и повысить мотивацию. Коучинг помогает специалистам определить цели и разработать планы для их достижения, а также помогает справиться с трудностями и проблемами на рабочем месте. Менторство работает по другому алгоритму. Для выполнения функций ментора необходимо провести отбор специалистов. Отбор проводится на основе анализа компетенций кандидатов, их опыта работы и образования. Важно учитывать личные качества кандидатов, такие как эмпатия, терпение и умение слушать. Для молодых специалистов менторство может быть особенно полезно, поскольку они только начинают свою карьеру. Менторы передают опыт, знания, необходимые для успеха в профессии. Они помогают молодым специалистам определить свои цели и разработать стратегии для их достижения [3, С. 140-141]. Одним из наиболее распространенных методов эффективности программ коучинга и менторских проектов является оценка результатов работы участников программы или проекта. Оценка может включать анализ изменения уровня профессиональных навыков, улучшение качества работы, увеличение производительности и т.д. Также может проводиться опрос участников программы или проекта для оценки их удовлетворенности и уровня мотивации. Результаты опроса помогают определить, насколько программа или проект соответствуют ожиданиям участников и какие аспекты требуют улучшения [5, С. 38]. Кроме того, может проводиться анализ финансовых показателей компании, таких как увеличение прибыли или снижение затрат, связанных с участием в программе или проекте. Следует учитывать, что финансовые показатели могут не всегда отражать реальную эффективность программы или проекта, так как они могут быть связаны с другими факторами. Преимущества использования коучинга и менторства для развития управленческих компетенций в команде включают: развитие лидерских качеств, улучшение командной работы, повышение мотивации и др. На современном этапе
развития менеджмента, коучинг и менторство сталкиваются с рядом проблем и
вызовов, таких как: – недостаток
квалифицированных специалистов; – неприятие со стороны
сотрудников, так как некоторые работники могут воспринимать коучинг или менторство
как вторжение в их личное пространство или как угрозу их авторитету; – стоимость услуг, коучинг
и менторство могут быть дорогостоящими, особенно для малых и средних
предприятий, которые могут не иметь достаточных средств для их оплаты; – этические вопросы, коучи и менторы могут столкнуться с этическими дилеммами, связанными с конфиденциальностью информации, полученной от клиентов, или с возможностью использования этой информации в своих интересах. С учетом тенденций
цифровой экономики, перспективы развития коучинга и менторства связаны с
несколькими направлениями: – развитие
онлайн-коучинга и дистанционного менторства, которое позволяет работать с
клиентами из разных стран и регионов, а также экономить на транспортных
расходах; – использование
искусственного интеллекта и машинного обучения для автоматизации процессов
коучинга и предоставления персонализированных рекомендаций на основе анализа
данных о клиентах и их успехах в решении задач; – сотрудничество коучей и менторов с экспертами в области цифровой экономики, чтобы предоставлять клиентам более глубокие знания и навыки в области информационных технологий, аналитики и управления проектами. Для того чтобы коучинг и менторство были действительно эффективными, необходимо учитывать ряд факторов. Во-первых, коуч или
ментор должен иметь соответствующую квалификацию и опыт работы в данной
области. Во-вторых, важно
выбирать методы и подходы, которые соответствуют потребностям и возможностям
конкретной команды. В-третьих, необходимо обеспечить регулярную обратную связь и мониторинг результатов работы. Коучинг и менторство
представляют собой ценный ресурс для развития управленческих компетенций и
повышения эффективности работы команды. Их применение позволяет улучшить
коммуникацию, повысить мотивацию и результативность работы, а также создать
благоприятную рабочую атмосферу, способствующую развитию профессиональных и
личностных качеств сотрудников. Литература 1. Бондалетов В. В., Бондалетов
Е. В. Становление и развитие наставничества как форма корпоративного обучения
персонала в России и за рубежом // Материалы Афанасьевских чтений. 2019. С.
23-39. 2. Блатман Г.М.
Менторство и коучинг как современный инструмент эффективного управления
персоналом // Форум молодых учёных. 2017. № 6 (10). С.199-202. 3. Мугаева Е.В.
Концепция наставничества в управлении персоналом // Международный журнал
гуманитарных и естественных наук.2023. №8-1 (83). С. 140-143. 4. Скородумова О. Б. Проблемное
поле философии коучинга // Исторические, философские, политические и
юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 3(77): в 2-х ч. Ч. 5. Юрищева Н. А.
Применение коучинга в мировой практике // Вестник магистратуры. 2017. №
12-3(75). С. 38-41. |