Обучение обработке строковых данных в школьном курсе информатики |
Автор: Сафонова Л.А. |
24.11.2023 23:15 |
ОБУЧЕНИЕ
ОБРАБОТКЕ СТРОКОВЫХ ДАННЫХ В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ Сафонова Л.А.,
к.пед.н., доцент Мордовский ГПУ, г. Саранск, Россия Аннотация:
В современном обществе проблема обработки текстовой информации занимает одну из
ведущих ролей и используются в нашей жизни повсеместно, например: в социальной
сфере (поликлиники, школы, библиотеки, пенсионные фонды и т.д.), в сфере
торговли и бизнеса, в сфере услуг (авиа и ж/д перевозки). Пользователь при
работе с персональным компьютером обладает возможностью редактирования текста с
использованием возможностей различных программных средств, которые следует
изучать в школьном курсе информатики. Ключевые слова.
Информатика, обучение, строковые данные. Период доминирования «ручных» способов сбора различных сведений длился до середины XIX века, инструментами информирования служили перо, чернила и бумага. Лишь через многие годы информационный процесс хранения и распространения данных дополнился их обработкой. До возникновения компьютеров текстовые документы создавались, в том числе при помощи механической печатной машинки. Техника механической печати обладала следующими недостатками: –
последовательность символов некоторых алфавитов почти не могла быть
корректирована, так как выводилась сразу на бумажном носителе; –
текст не имел возможности сохраняться в памяти, поэтому для создания копий
применяли печать по копировальной бумаге; –
при механической печати для перемены шрифта было необходимо использовать уже
другую печатную машинку; –
ввод и коррекция текста отличались высокой сложностью. После
появления компьютеров были созданы специальные программы, упрощающие технику
печати и ее правки: ‒
текстовые редакторы; ‒
текстовые процессоры; ‒
настольные издательские системы; ‒ специализированные программы для обработки сведений. Прежде чем журналы, книги или газеты отправить на печать, каждая из работ проходит тщательную проверку в текстовом редакторе. Следовательно, текстовые редакторы играют большую роль в литературной, офисной деятельности, при коррекции рекламного и учебного текста, а также во многих других направлениях. Текстовый редактор (ТР) – программа, предназначенная для создания документов, печати, внесения различных изменений, а именно добавления, перемещения, удаления, корректировки содержимого и т.д. ТР имеют лишь небольшую возможность редактирования текстовых данных. Текстовые процессоры не просто корректируют текст, но и имеют массу возможностей по его улучшению: создание диаграмм, рисунков, таблиц, схем, изменение шрифта, стилей начертания и др. В связи с повсеместным использованием программных средств для обработки текста, возникает необходимость формирования у учащихся знаний, умений и навыков работы с текстовой информацией. Эта тема становится одной из ключевых, требующих особенного внимания при изучении. Для реализации такой задачи в базовом курсе информатики предусмотрены различные разделы, в процессе изучения которых у учащихся формируются представления об основных понятиях работы в текстовых процессорах, баз данных и языках программирования и основных методах решения типовых задач в этих областях. Информация, закрепленная на определенном устройстве в форме, подходящей к постоянному хранению, передаче и обработке, называется данными. Совокупность сведений получают путем их преобразования и обработки. При этом любые данные (константы, переменные), характеристики функций или выражения, имеют свои типы. Оперативная память компьютера содержит в себе различные данные о программе, написанные пользователем. Но для этого необходимы сведения не только об объеме занимаемой памяти, но и как осуществляется кодирование, порядок выполнения действий с текстовой информацией. Эти условия реализуются при идентификации данных через тип. Программист обладает правом на самостоятельное определение типа, если всем характеристикам присуще некоторое описание и задается определенное имя. Строковые переменные описываются типом данных string (в переводе с англ. – строка). Преимущества использования строкового типа данных: – программа в любой момент содержит информацию о размере строки, благодаря этому операции добавления символов в конец, копирования и получения размера строки совершаются за короткое время; –
строка может включать в себя любые сведения; –
допускается на программном уровне наблюдение за выхождением строк за
границы при их обработке; – допускается скорое решение операции вида «взятие N-ого символа с конца строки». Важную роль у современного человека играет текстовая информация, так как на протяжении жизни постоянно требуется способность непрерывно учиться в соответствии с изменением ситуаций и потребностей общества, которое готово к самостоятельным действиям и быстрому принятию решений. Процесс информатизации отечественного образовательного процесса должен включать два направления. В первом акцент делается на улучшении материально-технической базы, благодаря которой учащиеся будут получать доступ к современным информационным технологиям, а также на включении в школьную программу специальных направлений, благодаря которым учащиеся смогут повышать уровень своей информационной и компьютерной грамотности, оттачивать навыки использования современных технологий в сфере образования. Во втором направлении вектор смещен в сторону повышения уровня информатизации процесса образования. Это важно, так как даже при имеющейся современной материальной базе, не соответствующей нормам учебно-методических программ, невозможно будет добиться существенных результатов в процессе обучения. Учитывая, как важно внедрять информатизацию в учебные процессы, стоит также обращать внимание на содержание образовательных линий. Пример: линии, которых рекомендует придерживаться учащимся старшей школы на базовом уровне образования. Все они связаны с углублением уровня информатизации образования в конкретном учебном учреждении и в российской образовательной системе в целом. Примеры
линий. 1. Информация и информационные процессы. В процессе изучения этой линии школьники узнают, что представляет собой информация как объект глобальной информационной среды, в каких величинах она измеряется, в чем заключается особенность процесса изучения информации, с помощью каких инструментов передается, обрабатывается и хранится информация, что представляют собой базовые процессы управления информацией. 2. Алгоритмы и программирование. Благодаря этой образовательной линии учащиеся узнают, что представляет собой алгоритм в информатике, в чем его суть и польза, каковы основные теории алгоритмов, как они описываются и используются в образовательной среде, на каких языках основано современное программирование, в том числе, высокого уровня. В качестве закрепления материала учащиеся сами решают практические задания с использованием изученных алгоритмов или языков программирования. 3. Информационные технологии. В этой линии предстоит изучить основы работы с графическими данными. Учащиеся узнают способы распределения информации, как осуществляется хранение и расчет данных с помощью таблиц. Также изучаются возможности мультимедиа в информационной образовательной среде. Анализируя все линии и учебные направления, можно сделать вывод, что наиболее тяжелым для восприятия из всех считается изучение алгоритмов и принципов программирования. Углубление уровня информатизации усиливает интерес учащихся к освоению информационных дисциплин, что отражается на качестве и количества усвоенного материала. Обучение может быть реализовано с использованием онлайн-ресурсов [1]. Несмотря на пользу и преимущества, на проведение данного предмета в школе отводится ограниченное количество часов. Это приводит к тому, что учителям информатики приходится останавливать свой выбор на изучении Паскаля как одного из лучших языков программирования, оставляя только его для углубленного изучения. В зависимости от выбранного учебного плана будет отличаться количество часов, отведенных на изучение определенной тематики. В
результате изучения обработки текстовой информации учащиеся должны овладеть
ключевыми понятиями, относящимися к текстовым процессорам, языку
программирования Pascal, а также базам данных и СУБД; знаниями о методах
поиска, сбора, хранения и обработки информации, а также способах организации и
представления данных; технологиях хранения и поиска информации. Кроме того, в
результате работы с практической частью темы, ученики должны уметь применять
основные приемы поиска, отбора, редактирования и систематизации информации. Литература 1.
Сафонова Л.А. Современные онлайн-ресурсы и их дидактическое значение // Вестник
Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.
2015. № 2(6). С. 117-119. |