Совершенствование деятельности таможенных органов путем реализации принципов системы менеджмента качества |
Автор: Блохина А.А.,Протасова Л.Г. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.11.2023 22:09 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПУТЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПОВ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Блохина А.А., магистрант, Протасова Л.Г., д.т.н., профессор, УрГЭУ, г. Екатеринбург, Россия Аннотация: в настоящей работе отражена
взаимосвязь принципов системы менеджмента качества, таких как «ориентация на
потребителя», «процессный подход» и «взаимодействие людей», на примере
деятельности таможенных органов. Разработаны рекомендации по реализации данных подходов
с использованием матрицы ответственности с целью улучшения менеджмента и совершенствования
деятельности таможенных органов. Ключевые слова: принципы системы менеджмента
качества, таможенный контроль, матрица ответственности. Одной из задач совершенствования деятельности таможенных органов является совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи потребителям услуг [3]. С каждым днем прослеживается тенденция роста требований потребителей к качеству услуг таможни. В настоящее время для управления деятельностью организации, нацеленной на улучшение качества услуг таможенных органов, используются различные подходы. Важнейшим, интегрирующим фактором является системный подход к управлению, который позволяет выявить, понять и управлять взаимосвязанными процессами как системой для повышения результативности и эффективности деятельности организации при достижении ее целей и политики в области качества. Системный подход к менеджменту организации может быть реализован в системе менеджмента качества (далее – СМК). На сегодняшний день таможенный контроль играет значимую роль в развитии государства и обеспечении его экономической безопасности и является приоритетным направлением совершенствования качества услуг. Реализация принципов СМК в деятельности таможенных органов является актуальной темой, так как чаще всего руководители пренебрегают применением данных принципов либо не осведомлены об их наличии и сущности. Повышение эффективности предоставления таможенных услуг, проведения таможенного контроля даст возможность сформировать благоприятные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности и успешного таможенного оформления постоянно растущих объемов перемещаемых товаров [1]. В основе системы менеджмента качества лежат семь принципов. Одним из важнейших принципов СМК является ориентация на потребителя. Лапидус В.А. утверждал: «компания должна ориентироваться на того, кто финансирует ее деятельность, то есть на потребителя». Потребитель является «судьей» качества, поэтому ориентация на потребителя является главной целью организаций [2, стр. 11]. Реализация данного принципа осуществляется посредством идентификации потребителей, их нужд и потребностей. Различают внешних и внутренних потребителей, где внешние - конечные пользователи услуг, а также государственные организации и общество в целом, а внутренние – персонал организации. Остановимся на реализации принципа процессный подход. Рассмотрение таможенного контроля с точки зрения процессного подхода позволяет увидеть разделение производственного процесса в целом на отдельные, но взаимосвязанные процессы. У каждого процесса есть выход - результат для внутреннего потребителя, который в то же время является входом для следующего процесса, что приводит к формированию взаимоотношений «внутренний поставщик - внутренний потребитель». Данный подход закреплен в принципе СМК – взаимодействие работников. Стоит заметить, что «внешний» потребитель не будет удовлетворен качеством услуги, если не удовлетворен «внутренний» потребитель, имеющий свои требования к результату процесса. Взаимосвязь принципов процессный подход и взаимодействие работников устанавливается в матрице ответственности (таблица 1). Таблица 1 – Фрагмент матрицы
ответственности по процессу проведения таможенного досмотра товаров до выпуска
товаров
Из таблицы 1 видно, что ответственным (О) за процесс является – начальник таможни, исполнителем (И) - руководитель отдела, должностные лица отдела контроля за ввозом и оборотом товаров (ОКВОТ), участвуют в процессе сотрудники отдела выбора объектов контроля (ОВОК), оперативно-розыскного отделения (ОРо), а также сотрудники таможенного поста таможни (Т/П). От их взаимодействия зависит качество результата процесса. При проведении таможенного контроля на практике были обнаружены «барьеры» во взаимодействии работников, а именно непонимание важности и значения «вклада» в результат работников других структурных подразделений. В целях устранения барьеров и улучшения
взаимодействия между работниками отделов организации согласно разделу 7 ГОСТ Р
ИСО 9001-2015 организация должна определить внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Реализация данного принципа в таможенных органах позволит
повысить вовлеченность и удовлетворенность персонала, создающих качество
услуги. Предлагаем решить задачу путем создания «карты взаимодействия»
между отделами. Карта фиксирует все действия, которые должен совершить
сотрудник, столкнувшись с необходимостью обратиться к работнику другого отдела.
Кроме того, требуется проводить внутреннюю ротацию персонала, тренинги, тимбилдинг и корпоративы. Руководству таможенных органов необходимо проявлять инициативу: поднимать вопрос взаимодействия на собраниях, проводить встречи с руководителями отделов, выступая модератором обсуждения и решения межфункциональных проблем. В целях документирования результатов решения поставленных задач рекомендуем использовать табличную форму (таблица 2). Таблица 2 – Оценка результатов выполненных работ сотрудниками отделов по процессу проведение таможенного контроля после выпуска товаров
Из
таблицы 2 видно, что без устранения барьеров между сотрудниками отделов
обеспечить высокий процент выполненных задач практически невозможно. Таким
образом, практическая значимость исследования заключается в возможности
использования разработанных рекомендаций по реализации принципов системы
менеджмента качества для повышения эффективности менеджмента и совершенствования деятельности таможенных
органов. Литература 1. Абуев Н. М. Процессный подход в
управлении таможенными органами / Н. М. Абуев, Н. И. Курицына // Экономические
исследования и разработки. – 2020. – № 3. – С. 41-45. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42620901
(дата обращения: 02.11.2023). – Режим доступа: для авторизованных
пользователей. 2. Антонова И. И. Всеобщее управление
качеством. Принципы всеобщего менеджмента качества: учебное пособие / И. И.
Антонова, В. А. Смирнов. — Москва: Русайнс, 2022. – 120 с. – Текст:
электронный. – URL: https://book.ru/book/942893
(дата обращения: 22.10.2023). – Режим доступа: для авторизованных
пользователей. 3. Официальный сайт Федеральной
таможенной службы. – URL: http://customs.gov.ru/folder/1 (дата
обращения: 05.11.2023). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обновлено 24.11.2023 22:11 |