Главное меню

Камеральная налоговая проверка как одна из форм налогового контроля PDF Печать E-mail
Автор: Иванюшина П.Е.,Абдулахатова А.Е.,Горбунова О.С.   
17.11.2023 12:51

КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 

Иванюшина П.Е., студентка,

Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия

Абдулахатова А.Е., магистрант,

Курганский государственный университет, г. Курган, Россия,

Горбунова О.С., к.э.н., доцент,

Уральский государственный аграрный университет, г. Екатеринбург, Россия

 

Аннотация: налоговый контроль является одним из важнейших направлений государственного финансового контроля. Его значение обусловлено важностью налогообложения, которое является источником доходов бюджетов всех уровней. Невозможно осуществлять налоговый контроль без понимания правовой базы Налогового кодекса и изучения развития и механизма налогового контроля в Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговый контроль, камеральная проверка, налогоплательщик, налоги, налоговый кодекс.

 

Налоговый контроль следует рассматривать как замену управления, то есть как самостоятельную функцию управления, имеющую своей целью мониторинг, конкретное содержание и методы реализации.


Налоговый контроль – это процесс реализации административных функций. С точки зрения налогового законодательства, его основная цель — защитить и гарантировать права собственности органов власти и муниципальных образований.


Ведущую роль в финансовом обеспечении государственных функ­ций занимают налоги. Налоговые доходы - главный источник средств бюджетов на всех существующих уровнях бюджетной системы [3].


Совершенствование деятельности налоговых органов в последние годы нацелено на увеличение уровня собираемых налоговых доходов в стране, а также на способы решения этой задачи. В условиях расширения сферы применения цифровых технологий государства все большее внимание уделяют оказанию электронных услуг всем пользователям [6].


Одно из обстоятельств работы налоговой системы является эффективный налоговый контроль. Значение налоговой системы — это то, что путем ее осуществления можно достичь упорядоченности налоговых отношений. В рамках механизма контроля налоговых органов проверяются соблюдение законодательства о налоговых обязательствах. В рамках налогового контроля ежедневно реализуются государственные интересы в налоговой сфере. С помощью налогового контроля налоговая система осуществляет выполнение государственного предназначения, то есть обеспечение доходности бюджета созданного в основном благодаря налогам.


В статье 82 Налогового кодекса Российской Федерации содержится законодательное определение налогового контроля: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом» [1].


Одним из основных, значимых, мероприятий налогового контроля являются налоговые проверки.

Налоговая проверка— это основная форма налогового контроля, представляющая собой комплекс процессуальных действий уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогового законодательства посредством сопоставления реального состояния финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика отчетным данным [2].


Важным аспектом работы налоговой проверки является то, что стандарт проверки распространяется на всех без исключения налогоплательщиков. Камеральные налоговой проверки также является важным инструментом налоговых органов для организации базы данных финансово-хозяйственной деятельности, а также создания основы для создания выездной системы налоговой проверки.


Одним из видов налоговых проверок является камеральная налоговая проверка. Камеральная налоговая проверка — это проверка состава требования по налогам на основании налоговых ставок и документов, направляемых налогоплательщиком по налогу, а также документов соответствующего налогового органа [5].


В ходе камеральных налоговых проверок проверяются и оцениваются достоверность повторяющихся показателей при исчислении и начислении налогов, исходя из достоверности фактических результатов, неопределенностей и несоответствий, свидетельствующих об ошибках в расчете налогов. Сравнение отчетного значения с тем же показателем в прошлом отчетном периоде.


Налоговые расчеты основаны на данных, которые разделены на три категории:

1. Организационная отчетность (налоговая отчетность, балансы, отчеты о финансовых результатах, финансовая отчетность, отчеты о движении денежных средств, аудиторские заключения и т.п.).

2. Внешняя информация (сведения об организационной и личной отчетности).

3. Дополнительная информация (информация, полученная при проведении выездных налоговых проверок).


Данные, находящиеся в представленных документах, могут быть использованы налоговыми органами в том случае, если при проведении проверки были обнаружены ошибки или расхождения в декларации, сведениях, которые предоставил налогоплательщик. В случае обнаружения расхождений и неточностей налогоплательщику направляется запрос о пояснении неточностей и внесении изменений, данный запрос направляется до того, как пишется акт проверки. Для разъяснений представленных сведений, налогоплательщик может предоставить налоговые выписки, а также бухгалтерские записи или иные документы, которые могут подтвердить налоговую информацию, направленную в налоговый орган.


Необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением: подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (пункт 6 статьи 88 Кодекса). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (пункт 1 статьи 56 Кодекса). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, которые в соответствии с положениями Кодекса должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (пункт 7 статьи 88 Кодекса) [1].


Характеризующим курс перемены  реализации налогового контроля считается совершенствование взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Сутью данного процесса считается преобразование целевого нахождения ревизорской работы: уменьшается преобладание роли обстоятельств, предопределяющих только фискальную нацеленность работы налоговых органов, и увеличивается значимость и разнообразие обстоятельств, оказывающих большое влияние на увеличение налоговой базы и экономической самодисциплины налогоплательщиков.


По решению Правительства было сформулировано ранее инициированная программа по улучшению финансового управления бюджетом. Это включает в себя переоцифровку налоговой системы, консолидацию всех источников и потоков информации в единой базе данных, а также автоматизированную аналитику на основе внедрения современных технологий управления большими системами [2].


С одной стороны, усиление режима цифровизации станет одним из наиболее эффективных инструментов сдерживания неорганизованной практики, а с другой стороны, это облегчит коммуникацию между государством и сознательными налогоплательщиками. Прежде сведения налогового администрирования собирались и хранились децентрализовано на областном и районном уровне, доля агрегированных аналитических сведений подымалась в общегосударственный уровень [5].


Целью консолидации считается анализ особенности автономных сведений, их преобразование с целью рассмотрения и предоставления их единства, непротиворечивости, правдивости, актуальности, а кроме того предоставления большой быстроты допуска к ним и запросов. Органы станут независимым центром, меняющим ценности формирования программного предоставления вместе с автоматизацией трудовых действий.


Налоговое администрирование – повседневная работа налоговых и других государственных органов по обеспечению точного исчисления, своевременной и полной уплаты в бюджет налога, а также уплаты и соблюдения налоговых требований налогоплательщиками в соответствии с законодательством.


Мы считаем, что налоговый контроль сейчас является одним из наиболее важных и эффективных способов предотвращения налоговых правонарушений.


Поэтому больше внимания уделяется реализации законов и налоговому администрированию, в целях улучшения существующей структуры налоговых органов и улучшению их управленческой работы. Принимаются меры по совершенствованию налогового администрирования, рассматриваются новые законы по совершенствованию налоговой системы.

 

Литература


1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023).

2. Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок"

3. Запольский С.В., Васянина Е.Л. // Правовые вопросы цифровизации финансового контроля в России // Российский юридический журнал. – 2022. – № 4. – С. 4-11.

4. Иванюшина П.Е., Горбунова О.С. Цифровизация в бухгалтерском учете и аудите // Современная аграрная экономика: вопросы теории и практики: Материалы Всероссийской национальной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2022. – С. 41-48.

5. Суходольский И.М. Защита интересов государства при взыскании задолженности с неплатежеспособных должников // Предпринимательское право. – 2021. – № 2. – С. 46-53.

6. Шарапов Ю.В. Цифровизация и трансформация учетных процессов в организации // Вектор экономики. – 2023. – № 9 (87).


 
Яндекс.Метрика