Главное меню

Проблемы и перспективы развития цифровой экономики в республике Башкортостан PDF Печать E-mail
Автор: Соболь А.А.,Гавриленко И.Г.   
13.11.2023 19:15

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

 

Соболь А.А., магистрант,

ФГБОУ ВО УГНТУ, г. Уфа

Гавриленко И.Г., к.э.н., доцент,

ФГБОУ ВО УГНТУ, г. Уфа

 

Аннотация. Статья посвящена исследованию современных тенденций цифровизации отраслей экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления в Республике Башкортостан.  Выявлены проблемы функционирования цифровой экономики в регионе: недостаточные объёмы финансирования; нехватка современной, устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; зависимость от западного программного обеспечения; слабый уровень цифровой грамотности жителей республики; низкая подготовленность цифровых кадров. Сформулированы пути решения выявленных проблем

Ключевые слова: цифровизация, управление, кадры, эффективность, информационные технологии, безопасность, конкурентоспособность.

 

В целях организации процесса развития цифровых технологий в Российской Федерации в 2020 году был принят ряд основополагающих документов. В соответствии с данными документами, цифровое развитие стало безусловным национальным приоритетом.  Данное обстоятельство подтверждает издание Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в соответствии с которым одной из основных национальных целей определена «Цифровая трансформация» [1]. Президентом даны поручения о назначении соответствующих профильных «цифровых» руководителей на федеральном и региональном уровнях органов государственной власти.


Правительство России утвердило методику расчета показателя «цифровой зрелости» регионов, на основании которого, в том числе, будет оцениваться работа глав регионов. Документ разработан во исполнение указа Президента России Владимира Путина от 4 февраля 2021 г. «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [2].


Под «цифровой зрелостью» регионов понимается уровень цифровизации региональных органов исполнительной власти (РОИВ) и местного самоуправления, организаций в сферах здравоохранения, образования, городского хозяйства и строительства, а также общественного транспорта на основе отечественных ИТ-решений. По поручению Президента, главам субъектов РФ было поручено, до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления в целях достижения их «цифровой зрелости» [6].


На сегодняшний день в Республике Башкортостан существует острая необходимость анализа недостатков функционирования цифровой экономики (ЦЭ) как на региональном, так и на муниципальном уровнях.


Проведенное исследование позволило выявить и систематизировать проблемы цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы, государственного и муниципального управления в Республике Башкортостан.


1. Недостаточные объёмы финансирования развития и практик внедрения цифровых технологии в целом, и элементов цифровой экономики в частности из всех целевых источников;


2. Острая нехватка в регионе современной, устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры (линий высокоскоростной передачи, достаточного количества крупных серверных банков, для хранения обработки и систематизации поступающих данных и пр.) в равной степени доступных как для предприятий, так и домохозяйств [7];


3. Зависимость от западного программного обеспечения;


4. Постоянные административные проволочки и затягивание формирования и внедрения в регионе сетей 5G. Решение этой проблемы позволит значительно, а главное – системно увеличить продуктивность деятельности в различных сферах: начиная от секторов производства и услуг, заканчивая усилением оперативной эффективности для поддержания общественной безопасности. Цифровизация активно задействована в сфере дистанционного образования и телемедицины. Без неё невозможен дальнейший охват устойчивой сотовой связью и мобильным интернетом труднодоступных районов. Кроме того, функционал сетей 5G лежит в основе функционирования программ в рамках системы «Умный город» [3]. Концептуально задача системы «Умный город» состоит в увеличении комфортности городской среды через повсеместное внедрение в обслуживающий функционал граждан различных цифровых технологий и систем.


5. Инертность в освоении и в целом слабый уровень цифровой грамотности жителей республики;


6. Низкая подготовленность цифровых кадров в государственном и муниципальном управлении. При наличии объективной государственной необходимости и соответствующей мотивации региональных кадров, проблема качественного внедрения цифровизации на уровне субъектов РФ упирается в текущую недостаточную подготовленность местных специалистов и отсутствие для них общего стандарта и лицензированных программ повышения квалификации в сфере ЦЭ (например, изучение базовых понятий и особенностей цифрового сервиса, наглядных примеров дальнейшего применения полученных знаний в практической сфере и пр.).


Это наталкивает на промежуточный вывод касательно острой необходимости в выработке законодательно оформленной государственной политики повсеместного внедрения ЦЭ на региональном уровне с целью повышения степени администрирования, интенсификации производственно-экономических отношений в различных сферах экономики и модернизации городской среды [4].


Проблемы и пути решения выявленных проблем цифровизации РБ представлены в таблице 1.


Таблица 1. Пути решения выявленных проблем в Республики Башкортостан в рамках реализации нацпроекта «Цифровая экономика»

Основные проблемы

Пути решения

Режим «ожидания» концепции создания и развития сетей 5G.

Создание и развитие сетей 5G благодаря оптимизации финансирования за счет всех источников

Не используются в должной мере предпосылки для дальнейшей реализации цифрового потенциала и увеличения темпов цифровизации  [6].

 

Оптимизация региональной Программы Национального проекта «Цифровая экономика» в контексте необходимого стимулирования и поддержки ведущих направлений, таких как экспорт информационных технологий, импортозамещение, стимулирование всех видов массовых цифровых сервисов и коммуникаций, обеспечение равного доступа ведения деятельности компаний в РБ.

Разработка и внедрение цифровых платформ, под которыми понимают бизнес-модели, обеспеченные современными информационными технологиями, которые способны создавать стоимость, облегчить взаимодействие между двумя и (или) более экономическими агентами (платформы, регулирующие АПК региона, региональную транспортную сеть, сферы обслуживания, научно-образовательную среду и др.).

Региональные управленческие кадры слабо подготовлены, информированы и мотивированы.

Обеспечение региона стабильным доступом к сети Интернет (в том числе, в беспроводном доступе) поможет снабжать информацией управленческие кадры региона и задавать вектор развития региональной цифровой экономики (РЦЭ). Разработка программ повышения квалификации.

Низкий уровень цифровой грамотности населения региона

Разработать рекламную компанию по продвижению «цифрового ликбеза» для всех возрастов.

Отсутствие системы независимого мониторинга эффективности реализации национального проекта на уровне республики.

Разработать систему независимого мониторинга, включающего показатели, отражающие эффективность реализации национального проекта «Цифровая» экономика» именно для РБ.

 

Рекомендации по повышению эффективности реализации национального проекта «Цифровая экономика» могут быть сформулированы следующим образом:


1. Ключевым направлением развития должна стать разработка и внедрение технологически обеспеченных цифровых платформ, позволяющих реализовать меры, направленные на обеспечение необходимого образовательного уровня госслужащих в сфере информационных технологий, а также получения госслужащими доступа к совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений в сфере цифровизации.


2. Обеспечение центров малонаселенных районов стабильным доступом к сети Интернет, в том числе беспроводным, поможет управленческим кадрам обеспечить стабильный доступ к необходимой информации и задать вектор развития цифровой экономики на уровне регионов. Следует отметить, что негативное влияние на вовлечение региональных госслужащих в процесс цифровизации оказывает недостаток необходимых программ повышения квалификации. Основным направлением таких программ могло бы стать повышение квалификации госслужащих в области цифровой экономики таких, как изучение базовых понятий информационных технологий, изучение цифровых сервисов, а также дальнейшее применение инновационных информационных технологий в профессиональной деятельности.


3. Особенностью национального проекта «Цифровая экономика» является то, что она практически не содержит экономических задач, связанных с развитием цифровой индустрии. В программе отсутствуют такие цели, как способы развитие конкурентоспособных способов производства и разработка технологий, востребованных на глобальных рынках. Примечательно, что нет пункта, касающегося создания отечественных цифровых технологии, целевых показатели рабочих мест в высокотехнологичных сферах экономики, а также доли электронной торговли. В программу не вошли такие позиции, как стимулирование госкорпораций, крупных компаний с негосударственным участием, среднего и малого бизнеса к активному вовлечению в процесс цифровизации экономики, внедрению инноваций технологий и вовлечению в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в сфере информационных технологий [8]. В связи с этим, видится целесообразным стимулирование и поддержка ведущих направлений цифровизации, таких как импортозамещение в сфере современных цифровых технологий с учетом существующей санкционной политики стран Запада, экспорт современных информационных технологий, прежде всего в страны Евразийского экономического союза, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай, Индию, развитие массовых цифровых сервисов и коммуникаций [5].


Таким образом, результаты анализа показывают недостаточную готовность региона к полноценному переходу к полноценной цифровой экономике в условиях низкого уровня материально-технической базы, недостаточного владения государственными и муниципальными служащими компетенциями в области современных цифровых технологий, а также отсутствия современной системы подготовки и совершенствования кадров.  Отсутствие современного, системного подхода к формированию требований к госслужащим является причиной несоответствия значительного их количества современным реалиям. Становится все более острой проблема отсутствия готовности представителей руководящего звена к переходу на современное управление человеческим ресурсом с использованием цифровых технологий. Для решения существующих проблем предлагается разработка и внедрение изменений в должностные регламенты государственных и муниципальных служащих, предусматривающие квалификационные требования в области современных информационных технологий, а также единой образовательной цифровой платформы, позволяющей государственным и муниципальным служащим развивать имеющиеся компетенции в сфере цифровой экономики и приобретать новые.

 

Литература


1.     Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/.

2.     Указ Президента РФ от 4 февраля 2021 г. N 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/.

3.     Булетова Н.Е. Основные тенденции цифровизации системы государственного и муниципального управления // Личность: ресурсы и потенциал. – 2020. – № 3. – С. 67-73.

4.     Ишмаева Е.О., Гавриленко И.Г. Совершенствование государственного управления с использованием цифровых технологий // Наука сегодня: теория и практика: Сборник материалов VIII Международной научно-практической  конференции. – Уфа: Изд. УГНТУ, 2020. – 151 с.

5.     Мониторинг глобальных трендов цифровизации 2020 / Ростелеком, 2020. [Электронный ресурс] — URL:  https://www.company.rt.ru/upload/iblock/6e0/pdf.

6.     Стратегия в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Республики Башкортостан. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/uploaded/files/respublika-bashkortostan.pdf?utm

7.     Шаулова Т.В. Цифровизация и эффективность государственного управления // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. – 2019. – Т. 10. – № 2 (39). – С. 243-252.


Обновлено 13.11.2023 19:19
 
Яндекс.Метрика