Главное меню

Особенности изучения гуманитарных наук в условиях цифровизации образования PDF Печать E-mail
Автор: Бирюкова Е.Р., Сарапульцева А.В.   
13.11.2023 18:04

Особенности изучения гуманитарных наук

в условиях цифровизации образования

 

Бирюкова Е.Р., студентка,

Сарапульцева А.В., к.ф.н., доцент,

ФГБОУ ВО «Уральский  государственный экономический университет»,

г. Екатеринбург, Россия

 

Аннотация. В современном мире наблюдается стремительная цифровизация всех сфер жизни общества, в том числе и образования. Процессы диджитализации затронули все сферы образования: содержание и организацию учебного процесса, коммуникацию между студентами и преподавателями. В данной статье предпринимаются попытки объяснения понятия цифровизации в образовании, а также влияние этого явления на различные аспекты освоения гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: цифровизация образования, информационные технологии, гуманитарные дисциплины, студенты и преподаватели, инновации.

 

Цифровизация образования - это переход от традиционной системы обучения к более современной, включающей в себя  использование различных цифровых ресурсов  не только в непосредственно учебном процессе, но и в организационных вопросах. Это могут быть электронные дневники и журналы, электронные образовательные ресурсы, возможность дистанционного контакта с преподавателем. Несомненно, все эти новшества внесли свои коррективы в деятельность преподавателей и студентов. В связи с этим изучение вопросов преподавания и усвоения гуманитарных наук в условиях цифровизации образования, а также социальных последствий данного явления является весьма актуальным направлением в области научных исследований. В новой образовательной парадигме меняется роль преподавателя, если раньше он был ретранслятором знаний, то сейчас его главная задача - научить студентов находить релевантную информацию, направить их в нужное «русло». Таким образом, студентам необходимо проявлять все большую и большую самостоятельность и организованность.


Информационные технологии повлияли на изучение всех дисциплин, как гуманитарных, так и технических. Обратим особое внимание на гуманитарные, так как изучение фундаментальных наук итак тем или иным образом затрагивает компьютерные технологии. Во-первых, изучение таких предметов как социология, философия, право, история и др. требует прочтения огромного количества литературы, анализа, размышлений и поиска причинно-следственных связей. Все это достаточно затруднительно выполнить, имея лишь информационные технологии, появляется необходимость в собеседниках и проведении дискуссий с ними [1]. Однако предпринимаются попытки построения образовательного процесса таким образом, чтобы студент имел возможность максимально качественно освоить перечисленные дисциплины с использованием современных технологий, например, с помощью интерактивных цифровых учебников, вебинаров от специалистов, виртуальной реальности и т.д..


Второй инновацией, позволяющей изучать гуманитарные науки, являются различные платформы для кооперативной работы. Университеты все более активно используют онлайн-площадки, форумы, приложения, наподобие Google Meet, Teams, Zoom, для проведения лекций, коллоквиумов, семинаров. Студенты и даже некоторые преподаватели поддерживают такой формат взаимодействия и работы, ведь это позволяет не пропускать пары, находясь в любом месте, тем самым четко следовать плану образовательного процесса, несмотря на непредвиденные обстоятельства.


Безусловно новацией можно считать и наличие коммуникационных ресурсов, таких как специальные чаты, благодаря которым студенты могут с легкостью задать преподавателю интересующий их вопрос, не потратив при этом много времени. Это удобно не только обучающимся, но и самим преподавателям дисциплин, так как оповещение студентов становится наименее затратным по времени [2]. Более того, при наличии специально созданного мессенджера, личные контакты не будут перегружены информацией по рабочим вопросам.


К сожалению в процессе дистанционных групповых занятий  крайне усложняется применение личностно-ориентированного подхода в образовании. Они теряют в эффективности, потому что в группе  не всегда учитываются потребности и возможности конкретного обучающегося. Отмечается, что «в дистанционном режиме важно отказаться от однонаправленности образовательного процесса - от обучающего к обучающемуся, от компетентного к некомпетентному, реализовывать и дополнять компетентностый подход – личностно-ориентированным, в первую очередь формирующим у студентов механизмы самореализации, саморазвития, творческого подхода к выполнению задания» [3, с. 267].


Подводя итог, заметим, что цифровизация образования – процесс неизбежный. В наш век цифровая среда является неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая многие привычные процессы и позволяя расширить спектр возможностей. Несмотря на стремительное развитие этого явления, цифровизация образования не означает полный переход от преподавателей к компьютерам, так как существует ряд недостатков, не позволяющих сделать это без снижения качества усвоения материалов студентами и образования в целом.

 

Литература


1.     Иванов В.П., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского комплекса // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной парадигмы: сб. науч. тр. – Саратов, 2015. – 167 с.

2.     Покосовская О.П. Индивидуальное информационное пространство педагога как один из компонентов информационно-образовательной // Информатика и образование. – 2014. – № 5. – 167 с.

3.    Сарапульцева А.В. Информационная среда вуза как фактор совершенствования психолого-педагогической деятельности // Общество, образование, наука в современных парадигмах развития: Материалы III Национальной научно-практической конференции. Керчь, 2022. 394 с.


 
Яндекс.Метрика