Особенности изучения гуманитарных наук в условиях цифровизации образования |
Автор: Бирюкова Е.Р., Сарапульцева А.В. |
13.11.2023 18:04 |
Особенности изучения гуманитарных наук в условиях цифровизации образования Бирюкова Е.Р., студентка, Сарапульцева А.В., к.ф.н., доцент, ФГБОУ
ВО «Уральский государственный
экономический университет», г. Екатеринбург,
Россия Аннотация. В современном мире
наблюдается стремительная цифровизация всех сфер жизни общества, в том числе и
образования. Процессы диджитализации затронули все сферы образования:
содержание и организацию учебного процесса, коммуникацию между студентами и
преподавателями. В данной статье предпринимаются попытки объяснения понятия
цифровизации в образовании, а также влияние этого явления на различные аспекты
освоения гуманитарных дисциплин. Ключевые слова: цифровизация
образования, информационные технологии, гуманитарные дисциплины, студенты и
преподаватели, инновации. Цифровизация образования - это переход от традиционной системы обучения к более современной, включающей в себя использование различных цифровых ресурсов не только в непосредственно учебном процессе, но и в организационных вопросах. Это могут быть электронные дневники и журналы, электронные образовательные ресурсы, возможность дистанционного контакта с преподавателем. Несомненно, все эти новшества внесли свои коррективы в деятельность преподавателей и студентов. В связи с этим изучение вопросов преподавания и усвоения гуманитарных наук в условиях цифровизации образования, а также социальных последствий данного явления является весьма актуальным направлением в области научных исследований. В новой образовательной парадигме меняется роль преподавателя, если раньше он был ретранслятором знаний, то сейчас его главная задача - научить студентов находить релевантную информацию, направить их в нужное «русло». Таким образом, студентам необходимо проявлять все большую и большую самостоятельность и организованность. Информационные технологии повлияли на изучение всех дисциплин, как гуманитарных, так и технических. Обратим особое внимание на гуманитарные, так как изучение фундаментальных наук итак тем или иным образом затрагивает компьютерные технологии. Во-первых, изучение таких предметов как социология, философия, право, история и др. требует прочтения огромного количества литературы, анализа, размышлений и поиска причинно-следственных связей. Все это достаточно затруднительно выполнить, имея лишь информационные технологии, появляется необходимость в собеседниках и проведении дискуссий с ними [1]. Однако предпринимаются попытки построения образовательного процесса таким образом, чтобы студент имел возможность максимально качественно освоить перечисленные дисциплины с использованием современных технологий, например, с помощью интерактивных цифровых учебников, вебинаров от специалистов, виртуальной реальности и т.д.. Второй инновацией, позволяющей изучать гуманитарные науки, являются различные платформы для кооперативной работы. Университеты все более активно используют онлайн-площадки, форумы, приложения, наподобие Google Meet, Teams, Zoom, для проведения лекций, коллоквиумов, семинаров. Студенты и даже некоторые преподаватели поддерживают такой формат взаимодействия и работы, ведь это позволяет не пропускать пары, находясь в любом месте, тем самым четко следовать плану образовательного процесса, несмотря на непредвиденные обстоятельства. Безусловно новацией можно считать и наличие коммуникационных ресурсов, таких как специальные чаты, благодаря которым студенты могут с легкостью задать преподавателю интересующий их вопрос, не потратив при этом много времени. Это удобно не только обучающимся, но и самим преподавателям дисциплин, так как оповещение студентов становится наименее затратным по времени [2]. Более того, при наличии специально созданного мессенджера, личные контакты не будут перегружены информацией по рабочим вопросам. К сожалению в процессе дистанционных групповых занятий крайне усложняется применение личностно-ориентированного подхода в образовании. Они теряют в эффективности, потому что в группе не всегда учитываются потребности и возможности конкретного обучающегося. Отмечается, что «в дистанционном режиме важно отказаться от однонаправленности образовательного процесса - от обучающего к обучающемуся, от компетентного к некомпетентному, реализовывать и дополнять компетентностый подход – личностно-ориентированным, в первую очередь формирующим у студентов механизмы самореализации, саморазвития, творческого подхода к выполнению задания» [3, с. 267]. Подводя итог, заметим, что цифровизация образования – процесс
неизбежный. В наш век цифровая среда является неотъемлемой частью нашей жизни,
облегчая многие привычные процессы и позволяя расширить спектр возможностей.
Несмотря на стремительное развитие этого явления, цифровизация образования не
означает полный переход от преподавателей к компьютерам, так как существует ряд
недостатков, не позволяющих сделать это без снижения качества усвоения
материалов студентами и образования в целом. Литература 1.
Иванов В.П., Соловьев В.М. О концепции формирования единого информационного пространства университетского
комплекса // Инновационные методы и технологии в условиях новой образовательной
парадигмы: сб. науч. тр. – Саратов, 2015. – 167 с. 2.
Покосовская О.П. Индивидуальное информационное пространство педагога как один из
компонентов информационно-образовательной // Информатика и образование. – 2014. – № 5. – 167 с. 3. Сарапульцева
А.В. Информационная среда вуза как фактор совершенствования
психолого-педагогической деятельности // Общество, образование, наука в
современных парадигмах развития: Материалы III Национальной научно-практической
конференции. – Керчь, 2022. – 394 с. |