Chat GPT в банковской сфере |
Автор: Каменщик В.М. | ||||||||||||||||||||
06.11.2023 12:33 | ||||||||||||||||||||
CHAT GPT В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ Каменщик В.М.,
магистрант, УрФУ, г. Екатеринбург, Россия Аннотация. Уровень цифровизации всех секторов экономики в последнее
время имеет тенденции к значительному росту, в частности искусственный
интеллект становится неотъемлемой частью многих бизнес-процессов. В рамках
статьи автором проводится анализ перспектив внедрения AI-чат-ботов в банковской сфере взамен
варианта с операторами, проводится рассмотрение потенциальных трудностей и
перспектив, которые могут возникнуть в ходе внедрения данной технологии. Ключевые слова: искусственный интеллект, чат-боты, модель GPT-4, консультирование, взаимодействие
с клиентами. Высокий темп развития технологий и их проникновение в различные сектора экономики обуславливает необходимость их применения в рамках банковской сферы для повышения эффективности ее работы. На текущий момент одним из приоритетных направлений, по мнению автора, следует рассматривать вариант постепенного перехода в рамках оказания консультаций клиентам от классических вариантов чат-ботов и горячей линии с применением операторов к внедрению AI-чат-ботов, которые основываются на модели GPT-4. В банковской сфере важную
роль играют качество обслуживания, быстрота и корректность ответов, в данном
разрезе стоит отметить, что именно применение инновационного подхода с AI-чат-ботами ориентируется именно в
вопросах качественного повышения данных показателей в сравнении с работой
операторов. В рамках данного контекста модель Chat GPT предлагает варианты автоматизации
этих процессов и выстраивания гибких подходов в общении с каждым конкретным
клиентом, что выгодно отличается от работы операторов, ограниченных
установленными скриптами, а также эмоциональной составляющей, а также
физиологическими факторами, к примеру усталостью и отсутствием настроения, а
также плохого самочувствия. Благодаря особым
методикам обучения Chat GPT был оптимизирован для интерактивного общения с
пользователями, что дает широкие возможности по его применению и дальнейшему
развитию [2]. Возможность понимания контекста
AI-чат-ботом
открывает широкие возможности по его применению в рамках консультационных услуг
по действующим продуктам у клиента, а также в рамках консультации по вопросам
оформления нового продукта. Также стоит выделить то,
что на текущий момент одним из главных акцентов сводится к улучшению
интерпретируемости ответов, а также к устранению возможных предвзятостей [1]. За счет применения
адаптивного чат-бота существует возможность сокращения количества повторных
обращений клиента, так как он с большей вероятностью будет удовлетворен
ответом; есть возможность сокращения времени ответа клиенту, так как его
составление будет занимать значительно меньше времени, чем ответ оператора [3]. В процессе консультации
клиента важными принципами являются такие аспекты, как: - авторитет (экспертное
мнение в определенной сфере); - взаимность (клиент при
качественном обслуживании настроен на положительное дальнейшее взаимодействие); - симпатия. Каждый из данных
принципов достижим с использованием модели Chat GPT, а именно: - информация
предоставляется от официального источника информирования банка, что повышает
уровень доверия к ней; - Chat GPT адаптивно может подбирать
предложения для конкретного клиента, оставляя положительное мнение после
взаимодействия у клиента; - стиль общения и
взаимодействия подстраиваются под клиента, чтобы максимально учесть
предпочтения клиента и оставить позитивный опыт от взаимодействия с банком. Также следует обратиться к анализу отчету Deloitte «The transformative power of automation in banking», в котором подобно рассматриваются преимущества и потенциальные недостатки применения модели Chat GPT в разрезе банковской сферы, которые представлены далее в таблице 1. Таблица 1 – Преимущества и недостатки
применения модели Chat GPT в банковской сфере для консультации клиентов*
* Составлена автором по источникам [1-4] Активное внедрение данной технологии, по мнению автора, обладает рядом как положительных, так и негативных аспектов, требующих учета и грамотной проработки, кроме того, следует учитывать уникальные особенности каждого отдельного банка, поэтому сама система должна быть под них подстроена, что потребует дополнительных затрат. Однако, стоит отметить дополнительный фактор риска в рамках снижения лояльности клиентов из-за снижения возможностей использования консервативных вариантов взаимодействия с банком, в которых присутствует человеческий фактор, который для части клиентов является важным в вопросах доверия к получаемой информации. Эмоциональное восприятие также будет сильно сокращено, что создает определенные риски при внедрении данного варианта взаимодействия с клиентами взамен с привычными для них. По мнению автора, на текущий момент преждевременно рассматривать полный переход к применению AI-чат-ботов банками из-за того, что, не смотря даже на внедрение чат-ботов с операторами, все еще многие из клиентов банков используют варианты получения информации посредством посещения офиса или же в форме звонка и консультации с оператором. Банки, предлагающие подобную технологию коммуникации с клиентами в рамках цифровизации банковского сектора, будут потенциально обладать значительными преимуществами по нескольким направлениям, в числе которых: оптимизация издержек на сотрудников (чат и голосовая линия); улучшение качества и скорости консультации; исключение в ходе работы с клиентами фактора настроения и уровня компетентности сотрудника [3]. В разрезе практических результатов, основанных на применении чат-ботов в крупнейших банках следует обратиться к статистическим показателям, которые представлены в таблице 2 [4]. Таблица 2 – Статистические показатели
использования чат-ботов в банковской сфере
Исходя из представленных в таблице данных, стоит выделить многие положительные черты от внедрения чат-ботов, которые могут быть развиты дальше с учетом использования модели Chat GPT. За счет нее реализуется возможность по улучшению показателя удовлетворенности клиентов из-за более гибкого подхода при консультировании, также дальнейшее внедрение самой технологии позволит произвести по мере ее развития снижение издержек, что позитивно отразится на финансовых показателях банков, использующих данный инструментарий и повысит их конкурентные преимущества. По мнению автора, Chat GPT имеет высокие возможности к
применению в рамках консультирования в банковской сфере, так-как сама услуга
является актуальной и востребованность в ней растет, в том числе из-за желания
клиентов получать консультацию дистанционно и в любое время без длительного
ожидания, а в сам момент обращения. Однако, внедрение инновации стоит также
рассматривать, как и новые риски, которые необходимо учитывать банком для
корректного и поступательного развития и для сохранения лояльности клиентов. Литература 1. Brown, T.B., et al. Language
Models are Few-Shot Learners // OpenAI. – 2020. – P. 77. 2. Goncharova, L. Digitalization of the banking system: the role of
chatbots in customer service // financial analytics: problems and solutions. –
2019. – S. 67 3. Каменщик, В. М.
Перспективы развития чат-ботов в банковской сфере в РФ / В. М. Каменщик //
Научное пространство современной молодёжи: приоритетные задачи и инновационные
решения: Сборник статей участников IV Всероссийской молодежной
научно-практической конференции, Челябинск, 05–06 апреля 2023 года. –
Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 105-107. – EDN
LTVURW. 4. Ермилов Д.И. Chat GPT:
новая технология общения с клиентами в банковской сфере // Финансовые
рынки и банки. – 2023. – С. 18-20 |
||||||||||||||||||||
Обновлено 06.11.2023 12:35 |