Главное меню

Современные проблемы внедрения цифровых технологий в структуру муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Дашкина М.Э., Плешивцева Д.Н.,Мухаметшина Г.С.   
06.11.2023 12:15

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРУКТУРУ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Дашкина М.Э., студентка,

Плешивцева Д.Н., студентка,

Мухаметшина Г.С., к.э.н., доцент,

Бирский филиал УУНиТ, г. Бирск, Россия

 

Аннотация. В статье определены основные проблемы при внедрении цифровизации муниципального управления в современных реалиях. Рассмотрены определенные сложности при введении зарубежных и отечественных цифровых программных комплексов. Произведен анализ муниципальной системы концепция «Сервисное государство 2.0»

Ключевые слова: цифровизация, цифровые программные технологии, муниципалитет, муниципальное управление, местное самоуправление.

 

Цифровизация в ближайшем будущем станет основным направлением развития как государственного, так и муниципального управления. Во многих муниципальных образованиях уже осуществлён переход на документооборот в электронном виде и активно внедряются комплексные программные решения, наподобие «электронного муниципалитета», позволяющие определять разноплановые задачи управления.


Государственное и муниципальное управление будет трансформироваться до 2024 года в контексте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»


Созданию и развитию сквозных цифровых посвящен отдельный федеральный проект «Цифровые технологии». Учитывая особое значение и важность такой сквозной цифровой технологии как искусственный интеллект, согласно поручению Президента Российской Федерации его выделили в отдельный федеральный проект «Искусственный интеллект».

Однако при внедрении цифровых технологий, могут возникать определенные сложности.


Внедряя импортные программные комплексы, власти муниципалитета могут столкнуться со следующими затруднениями: с точки зрения санкционных рисков, в 2023 году, важно учесть рост курсов иностранных валют и нарушение логистики поставок, так как они приводят к удорожанию импортных ИКТ-товаров, например, в вычислительных мощностях, предоставляемых зарубежными партнерами.


Более того, по данным исследовательского центра A2:Research, российский бизнес испытывает колоссальные трудности с продлением лицензий на иностранное ПО, также проблемы возникают с технической поддержкой, не говоря уже об оплате обслуживания. В первую очередь проблемы коснулись госорганизаций и крупных коммерческих компаний, отметил гендиректор компании – производителя офисного ПО «Мойофис» Павел Калякин [1].


При рассмотренных трудностях, внедрение отечественных цифровых программных комплексов является наилучшим выходом, однако это решение тоже несет в себе ряд рисков и вызывает определенные опасения. 


Внедрение цифровых технологий в муниципальную экономику может столкнуться с рядом затруднений. Некоторые из них включают:

1. Недостаток финансирования: внедрение цифровых технологий может требовать значительных инвестиций, что может оказаться непосильным для муниципалитетов с ограниченным бюджетом.

2. Недостаток компетенций: неразвитость IT-инфраструктуры и недостаток специалистов по цифровым технологиям могут создавать проблемы во время внедрения и поддержки цифровых решений. Возможно, потребуется обучение и подготовка персонала или привлечение внешних консультантов.

3. Проблемы с внедрением: внедрение новых технологий может сопровождаться сложностями, связанными с интеграцией существующих систем, изменением рабочей культуры и процессов, а также опасениями и сопротивлением со стороны сотрудников и жителей.

4. Защита данных и кибербезопасность: при введении цифровых технологий существует риск нарушения безопасности данных. Муниципалитеты должны предпринимать соответствующие меры по защите информации и обеспечению кибербезопасности.

5. Учет специфики местной экономики: внедрение цифровых технологий может потребовать учета специфики местной экономики и социальных условий. Например, в некоторых случаях местные предприятия или жители могут быть не готовы к использованию цифровых решений.


Все эти затруднения могут замедлить или затруднить процесс внедрения цифровых технологий в муниципальную экономику. Однако с правильной стратегией и поддержкой они могут быть преодолены для достижения более эффективной и инновационной муниципальной экономики.


Несмотря на это, внедрение цифровых технологий, повышает эффективность управления как на государственном уровне, так и на уровне муниципалитетов. Внедрение цифровых программных комплексов позволяет повысить уровень взаимодействия между государством и гражданами, государством и бизнесом. Цифровые технологии повышают качество жизни граждан, особенно за счет появления новых технологий в различных сферах жизни человека.


Безусловно, следует отметить, что в России особое внимание уделяется усовершенствованию системы оказания государственных услуг. Ввиду чего сформирована концепция «Сервисное государство 2.0» на 2018-2024 гг., главный принцип которой заключается в комплексном решении жизненных ситуаций населения - наиболее востребованных вопросов и проблем, с которыми сталкиваются миллионы граждан, на базе автоматизированных сервисов. Гражданам предоставляется возможность получать государственные услуги с помощью мультиканального взаимодействия. Следовательно, сервисная парадигма способствует не только поддержке и развитию программного обеспечения, но и приводит к значительным изменениям цифровой архитектуры государства как на государственном, так и на муниципальном уровне. В будущем цифровые сервисы могут охватить 90 % «соприкосновений» граждан и бизнеса с государством [2].


Таким образом, переход на цифровое автоматизированное обеспечение управленческих процессов и различных их аспектов на уровне муниципального управления способствует предотвращению отстранения муниципальной власти от решения задач, направленных на повышение уровня и качества жизни населения.


На сегодняшний день достигнут значительный прогресс в трансформации муниципального управления в контексте цифровизации, к которому можно отнести внедрение технологий безбумажного документооборота в органах власти и управления, осуществление межведомственного электронного взаимодействия, развитие ИТ-инфраструктуры, создание государственной инфраструктуры облачных вычислений, разработанный и представленный к пользованию комплекс открытых данных общественно значимой информации. [3].


Подводя итог, мы можем сделать следующие выводы: внедрение цифровых программных комплексов на данный момент является и будет являться ключевым направлением развития муниципального управления в ближайшем будущем. Внедряя как импортные, так и отечественные программы, власти муниципалитета сталкиваются с некоторыми затруднениями. Несмотря на это, цифровизация повышает эффективность управления на уровне муниципалитета. Цифровые технологии положительно влияют на все сферы жизни граждан и повышают качество их жизни.

 

Литература

  1. Устинова А. Половина российских компаний не смогла продлить лицензии на иностранный софт. URL: https://www.vedomosti.ru/ technology/articles/2023/05/25/976746-polovina-rossiiskih-kompanii-ne-smogla-prodlit-litsenzii-na-inostrannii-soft (дата обращения: 26.10.2023)
  2. Паршин М.В. Представлена концепция «Сервисного государства» версии 2.0. URL: https://digital.gov.ru/ru/events/38530/ (дата обращения: 26.10.2023).
  3. Черкасова М.А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт // Муниципальная академия. - 2020. - № 1. - С. 177-181.

 


 
Яндекс.Метрика