Цифровые технологии как инструмент интенсификации физического образования в вузе |
Автор: Рахматуллин М.Т. |
26.10.2023 11:04 |
ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ КАК ИНСТРУМЕНТ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ Рахматуллин
М.Т., к.пед.н., доцент, Бирский филиал УУНиТ, г.Бирск,
Россия Аннотация:
В статье рассматриваются проблемы физического образования в вузе,
связанные с сокращением аудиторных часов и увеличением самостоятельной работы
обучающихся. Рекомендован ряд предложений, позволяющих повысить качество
освоения дисциплины «Физика» в контексте применения цифровых технологий.
Приведены очевидные плюсы и минусы внедрения в учебный процесс цифровых
технологий. Ключевые слова: физическое
образование, цифровые технологии, интенсификация образования. Проблема интенсификации образования
занимает значительное место в дидактической, технолого-методической периодике и
обсуждается в обществе, параллельно или наряду с другими способами модернизации
и реформирования системы образования в целом. Интенсификация образовательного
процесса в вузе – это, с одной стороны, повышение качества обучения и
одновременное снижение временных затрат, с другой – широкое использование
активных направлений, форм, средств и методов обучения. Это означает, что
интенсификация учебного процесса осуществляется за счет широкого использования
наиболее современных направлений, средств, форм, методов обучения, которые решают,
в совокупности, две взаимосвязанные задачи,
первая из которых – непрерывное повышение качества, результатов
обучения. Другая задача – это систематическое снижение временных затрат в
процессе овладения вузовских курсов, в том числе и по физике, а также смежных с
нею учебных дисциплин [1]. Внедрение цифровых технологий в учебно-воспитательный процесс с
целью его интенсификации, сущность которых – это непрерывное, систематическое
обновление качества знаний, профессиональных компетенций всех участников
педагогического сообщества. Одна из задач этих преобразований – существенное
повышение качества производительности совместного труда, как студентов, так и
преподавателей. В таком случае вопросы интенсификации процесса обучения, поиска
новых методов, форм, подходов, реализации современных концепций подготовки
будущих бакалавров тесно связаны с разработкой проблемы эффективного внедрения
цифровых технологий при организации учебного процесса. Одним из
основополагающих предметов в подготовке специалистов как педагогических, так и
технических направлений является
дисциплина «Физика». Эта дисциплина позволяет получить знания об общих законах
развития науки и техники, расширить свое мировоззрение и навыки научного
мышления. К сожалению, в последнее время происходит значительное сокращение
часов, отведенных на изучение данной дисциплины. Раньше изучение дисциплины
занимало курсы и семестры, а сейчас стало занимать часы [2]. В связи с
постоянным развитием науки хотелось бы не уменьшить, а наоборот, увеличить
аудиторную нагрузку, чтобы более подробно изучить те вопросы физики, которые
напрямую пересекаются при освоении
дисциплин базовой части учебного плана. Кроме того, у многих направлений
подготовки из аудиторной нагрузки постепенно уходит такой вид деятельности, как
физический практикум, а значит, обучающиеся лишены возможности получения
практических навыков, которые являются необходимой основой для формирования
научного мировоззрения и мыслительной деятельности. Помимо этого, путем
сокращения аудиторной нагрузки, увеличивают часы, отведённые на самостоятельную
работу для сохранения общего количества зачетных единиц. Таким образом, студент
должен самостоятельно разобраться с материалом и поработать с научной и учебной
литературой. В теории данный подход должен приводить к положительным
результатам, но как показывает практика, большинство студентов не справляются
данной задачей. В некоторых направлениях подготовки на самостоятельную работу
отводиться даже больше часов, чем на аудиторную нагрузку. Но «живое» общение с
преподавателем нельзя заменить чтением учебных пособий, т. к. большинство
обучающихся после получения среднего образования не способны воспринимать новый
материал в напечатанном виде. Исходя из
вышеизложенного, можно сформулировать ряд предложений: – нельзя сокращать
лабораторные работы и практические занятия, т. к. это приводит к поверхностному изучению предмета и не дает возможность формировать
необходимые компетенции. Казалось бы,
есть простой выход из сложившейся ситуации – это внедрение цифровых
образовательных технологий, но на деле у такого подхода есть свои достоинства и
недостатки. В настоящее время все высшие учебные заведения используют цифровые технологии, и плюсы здесь очевидны, это наглядность, красочность,
информативность. Внедрение таких технологий должно сэкономить время на освоение
учебного материала и позволять работать в оптимальном темпе и тем самым
повысить успеваемость. Анализ
результатов работы с применением цифровых технологий показывает, что на
практике часто оказывается так, что если офлайн дать только базовые понятия
дисциплины «Физика», а вывод формул и рассмотрение частных случаев оставить на
самостоятельное изучение с помощью цифровых технологий, то они так и остаются
не усвоенными или даже не рассмотренными обучающимися. Кроме того, у студентов
исчезли способности самостоятельно работать с печатными формами учебной и
научной литературы, за обучающегося все «сделает» Интернет. Кроме того, самым
важным при внедрении цифровых технологий является Литература 1. Новая философская энциклопедия: В 4 т./ Ин-т философии РАН, нац.
общ-науч. фонд; Научно-ред.совет; Пред. В.С. Степин. – М.: Мысль, 2001. – Т. III. – 692 с. 2. Рахматуллин, М.Т. Теоретико-методические основы реализации межпредметных
связей при изучении фундаментальных естественнонаучных теорий в профильной
школе: монография / М.Т. Рахматуллин. – Уфа: Изд-во «Гилем», 2008. – 200 с. |
Обновлено 26.10.2023 11:08 |