Развитие цифровых технологий в муниципальной экономике |
Автор: Давлетова А.Ф., Мальцев Д.В., Стовба А.В. |
25.03.2023 09:31 |
РАЗВИТИЕ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Давлетова А.Ф., студентка Мальцев Д.В., канд.
хим. наук, доцент Стовба А.В., канд. филос. н.,
доцент г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал
УУНиТ В настоящее время развитие цифровизации муниципальной экономики нашей страны является стратегической задачей [7, 12]. Безусловно, наблюдаемая цифровая трансформация национальной экономики затрагивает в первую очередь ее ключевые отрасли, сосредоточенные в современных городах, муниципалитетах и является неотъемлемой частью обеспечения функционирования их систем управления [2, 11]. Необходимо констатировать, что города во всем мире развиваются очень быстро, и управлять ими становится все сложнее. Чтобы контролировать процесс, необходимо активно применять инновационные методы управления. В данном ракурсе на помощь приходят цифровые технологии, которые позволяют эффективнее распределять ресурсы и управлять городскими (муниципальными) пространствами, что особенно актуально в условиях взрывного увеличения количества городского населения в мире. Важно подчеркнуть, что трансформация и развитие муниципальных образований в условиях повсеместной цифровизации экономических процессов требуют внедрения в управление городской средой новейших информационных и интерактивных технологий [10, 15, 16]. В настоящее время муниципальными органами власти совместно с региональными и государственными органами активно ведутся работы по развитию единого информационного пространства России. Они осуществляются с помощью внедрения местных (локальных) программ, которые являются составляющими этого жизненно важного пространства [1, 8]. Применение
информационных технологий в управлении муниципальными образованиями возможно по
следующим направлениям [3]: 1) управление самими
муниципальными образованиями; 2) работа с населением,
т.е. использование различных личных кабинетов или, наоборот, общедоступных
информационных площадок, как, например, электронная регистратура; 3) при взаимодействии с вышестоящими организациями или такими же муниципалитетами. Вся совокупность информационных платформ, банков и баз данных, технологий представляет собой единое информационное пространство, которое подчиняется общим принципам и правилам [4]. Стратегическая цель работы подобной сложной информационной мегасистемы – это эффективное взаимодействие с населением и удовлетворение потребностей граждан [6, 9, 13]. Так, например, создание общенациональной телекоммуникационной сети играет большую роль в формировании такого единого информационного пространства, использование возможностей которого, во-первых, объединяет различные локальные системы, во-вторых, (и это самое главное), обеспечивает население как потребителя муниципальных услуг открытым доступом к локальным и общим территориально-распределительным ресурсам. Можно констатировать, что сегодня на уровне муниципалитетов наблюдаются проблемы с использованием открытых информационных ресурсов и поэтому главным политическим и экономическим аспектом этого вопроса является интеграция единого информационного пространства муниципальных образований, субъектов Российской Федерации в национальное и мировое информационное пространство. Конечно, необходима юридическая поддержка открытости государственных информационных ресурсов. В связи с этим следует сформулировать
главные цели создания и развития единого информационного пространства России, а
именно [14]: - обеспечение прав
граждан страны на доступ к информации, что определено и защищено Конституцией
Российской Федерации; - создание возможности
на законном основании осуществлять контроль над деятельностью органов власти со
стороны граждан и различных общественных организаций, начиная с федерального
уровня и заканчивая местным (муниципальным); - повышение
общественного самосознания, ответственности и активности граждан посредством
пользования научно-технической, социально-экономической, общественно-политической
информацией; – реализация возможности самообразования граждан на основе обращения к информационным фондам в области культуры, образования, медицины. Также можно выделить следующие направления цифровизации муниципальной экономики в России: обновление институциональной среды развития процессов управления муниципальными образованиями в части закрепления форм и условий государственного регулирования и поддержки; развитие инфраструктуры взаимодействия стейкхолдеров (информационной, инженерной, финансовой, технологической) [5]. Резюмируем, что трансформация
муниципального управления на базе концепции построения «умных» городов позволит
не только решать внутренние проблемы муниципалитетов, предотвращая
потенциальные угрозы, но и внедрять инновации в городскую среду, повышая их
инвестиционный потенциал. Литература 1. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Системный подход к формированию стратегии развития
агропродовольственного комплекса региона в условиях импортозамещения //
Агропродовольственная политика России. - 2016. - № 6 (54). - С. 13-17. 2. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Прогнозирование развития агропродовольственной сферы
сельских территорий // Аграрная наука. - 2014. - № 2. - С. 8-10. 3. Минстрой России
представил первый индекс IQ городов [Электронный ресурс] // Минстрой России:
официальный сайт. URL: https://minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks-iq-gorodov
(дата обращения: 21.03.2023). 4. Национальную
программу «Цифровая экономика» ждут значительные изменения [Электронный ресурс]
// D-russia.ru. URL:
https://d-russia.ru/nacionalnuju-programmu-cifrovaja-jekonomika-zhdut-znachitelnye-izmenenija.html
(дата обращения: 21.03.2023). 5. Овчинников В.Н.,
Кетова Н.П. Системодополняющий эффект взаимодействия инновационного потенциала
и институциональной среды региона // Экономика региона. - 2016. - Т. 12. Вып.
2. - С. 537-546. 6. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции
// В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653. 7. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество
жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр
информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81. 8. Стовба А.В. Социально-философский
смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С.
153-163. 9. Стовба А.В. Традиция
и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ...
кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с. 10. Стовба Е.В.
Сценарное моделирование развития экономики сельских территорий Республики
Башкортостан. - М.: Издательство «Перо»,
2012. - 155 с. 11. Стовба Е.В.,
Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры
агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского
университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362. 12. Стовба Е.В.
Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий
региона. - М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с. 13. Стовба Е.В.
Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры
агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан) // Актуальные проблемы экономики, права,
образования: история и современность:
Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург:
Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340. 14. Цифровая экономика
РФ [Электронный ресурс] // Министерство цифрового развития, связи и массовых
коммуникаций РФ. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858 (дата
обращения: 21.03.2023). 15. Askarov A.A., Stovba E.V., Askarova A.A. Ecological and economic
evaluation of using arable land in the Republic of Bashkortostan // IOP
Conference Series: Earth and Environmental Science. - 16. Stovba E.V., Stovba A.V. Scenario modeling of the development of
agricultural production at the level of rural territory of the region //
International Science and Technology Conference "FarEastСon" (ISCFEC 2019): Proceedings of the
International Science and Technology Conference. - Far Eastern |