Совершенствование системы управления образовательными услугами |
Автор: Саяфарова Р.Р., Стовба Е.В. |
23.03.2023 19:51 |
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ Саяфарова
Р.Р., студентка г. Уфа, УГНТУ Стовба Е.В.,
д-р экон. наук, профессор г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ Актуальность исследования заявленной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени система образования представляет собой одну из систем, в рамках которой оказываются услуги (в данном случае - образовательные), в том числе и платные. А в силу того, что многие исследователи признают, что российское образование в настоящее время характеризуется беспрецедентным падением качества, представляется целесообразным предложить возможные варианты управления данной системой, которые позволили бы повысить качестве образовательных услуг. В первую очередь необходимо отметить следующее: в системе образовательной деятельности имеются два вида потребностей: обязательные и предполагаемые. В качестве обязательных потребностей могут быть названы те, которые прямо предполагаются требованиями Федеральных государственных стандартов, в которых зафиксирован перечень образовательных результатов, а также требования, касающиеся условий реализации образовательных программ, которые обязательны к соблюдению всеми образовательными организациями. Что же касается предполагаемых требований, то их количество в образовательной сфере значительно больше, чем обязательных [5, 6]. В рамках этих требований находят свое отражение мнения, запросы и ожидания различных групп обучающихся, потребности обучающихся во внимании и реализации личностного, интеллектуального и творческого потенциала [4, с. 85]. Сочетание обязательных и предполагаемых требований представляет собой вектор, в направлении которого образовательные организации ведут свою деятельность, управление которой, в свою очередь, необходимо совершенствовать с целью достижения любой образовательной организацией Российской Федерации максимальной эффективности в реализации своей деятельности [3]. В качестве наиболее
перспективных направлений совершенствования управления системой образовательных
услуг различные исследователи данного вопроса предлагают следующие: - определение
возможностей, направлений и уровней интеграции обязательного и дополнительного
образования, в том числе и осуществляемого на платной основе; - формирование
современных организационных структур и форм развития основного и
дополнительного образования с точки зрения эффективного выстраивания
педагогических условий реализации модели дополнительного образования, например:
разработка и апробация учебных программ и планов дополнительного образования,
управление процессом их реализации в процессе активного участия всего
педагогического коллектива и административно-управленческого звена
образовательной организации; - предоставление
обучающимся возможности выбрать наиболее подходящие им направления
дополнительного образования, которые будут способствовать формированию
социального, культурного и экономического багажа обучающихся; - развитие материально-технической базы образовательных учреждений, которая должна находиться в полном соответствии с требованиями государственных проектов в сфере образования [2, с. 785]. Помимо этого, эффективным для современных образовательных организаций может быть разработка современной системы материального стимулирования педагогического коллектива, которая может быть частично привязана к показателям оценки эффективности деятельности педагогов [1, с. 6]. Подводя
итог вышесказанному, можно сделать ряд выводов относительно возможных
направлений совершенствования управления системой образовательных услуг, а
именно: 1. Система
оказания образовательных услуг Российской Федерации, безусловно, нуждается в
совершенствовании с точки зрения управления ею, что доказывается продолжающимся
падением качества российского образования. 2.
Предложения, касающиеся совершенствованию управления системой оказания
образовательных услуг, необходимо разрабатывать как на государственном уровне,
так и на уровне отдельных образовательных организаций, поскольку только в этом
случае появится возможность вернуть престиж российской системы образования. Литература 1. Блинова Т.Н.
Совершенствование управления услугами высшего образования в России: 08.00.05:
экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление
предприятиями, отраслями, комплексами – сфера услуг). Диссертация на соискание
ученой степени кандидата экономических наук. - Хабаровск, 2015. - 172 с. 2. Мельник Г.М.
Совершенствование системы управления дополнительными образовательными услугами
общеобразовательной организации // Молодой ученый. - 2015. - № 12 (92). - С.
780-785. 3. Нуримхаметова Л.К.,
Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного
образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2020. - С. 159-162. 4. Панасюк В.П.,
Третьякова Н.В. Качество образования: инновационные тенденции и управление:
монография. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. - 201 с. 5. Стовба А.В.
Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные
процессы в науке и технике XXI
века: Материалы XIV
Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство
ТюмГУ, 2016. - С. 109-113. 6. Стовба А.В.,
Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные
проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной
научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный
педагогический университет, 2020. - С. 395-398. |
Обновлено 24.03.2023 11:24 |