Цифровая трансформация в системе государственного управления |
Автор: Карамова Р.Р., Андриянова Е.В., Стовба Е.В. |
23.03.2023 19:47 |
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ
ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Карамова
Р.Р., студентка Андриянова
Е.В., студентка Стовба Е.В.,
д-р экон. наук, профессор г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ Сегодня вопросы, связанные с эффективным государственным управлением являются остро дискуссионными, что связано с имеющейся потребностью в реализации стандартов максимально результативного государственного управления как со стороны государства, так и со стороны общества. Новейшие технологии, которые с каждым годом все интенсивнее проникают в жизнь людей, не обошли стороной и вопросы, связанные с деятельностью государства и государственного управления [2, 9, 14]. В частности, 7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках данного указа были поставлены задачи перед правительством страны, которые необходимо выполнить при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подписание данного Указа стало началом масштабной цифровой трансформации в системе государственного управления в России [7, с. 490]. Цифровое государственное управление представляет собой один из шести федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика», направленный на «окончательный переход на электронное взаимодействие граждан с государством». Реализация направления «Цифровое государственное управление» нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Становится вполне
очевидно, что с приходом цифровизации управление стало: 1. Открытым. Все данные
и переписка хранятся в открытом доступе. Это дисциплинирует управленцев и
позволяет повысить эффективность обработки сообщений [12, 15]. 2. Эффективным. Для
принятия оптимальных решений используется анализ данных со многих ресурсов [1,
5, 10]. Например, когда чиновник решает, на какую сферу нужно потратить бюджет,
он будет опираться на анализ количества обращений граждан. 3. Новаторским. Новые технологии всегда стимулируют новые методы управления [4, 13, 17]. Например, во многих организациях, которые следуют принципам открытости, принято проводить личные консультации руководителей по скайпу, что облегчает коммуникации между центром и регионами. Сегодня среди населения России особой актуальностью пользуется портал «Госуслуги». Так, за последние три года более чем в 10 раз увеличилось количество доступных полностью в цифровом виде государственных слуг. В 2022 году в среднем в месяц через портал «Госуслуги» успешно оказывалось более 18 млн услуг. А это больше 200 млн государственных услуг в год. Удобство данного портала состоит в том, что граждане имеют возможность получить любую услугу любого федерального ведомства, доступную в цифровом виде, при этом государство выступает в качестве гаранта идентификации человека в цифровом пространстве через цифровой профиль в рамках Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Однако стоит отметить и
ключевые проблемы по цифровизации: 1. Разработка отдельных
автоматизированных информационных систем (АИС) для каждого инструмента
управления по результатам привела к росту транзакционных издержек госорганов и
существенным затратам на поддержку (модернизацию) систем [11, 16]. 2. Используемые в сфере
управления по результатам АИС в основном основаны на ручном вводе данных, что
повышает риски противоречий и искажений. 3. Используемые АИС
слабо интегрированы между собой, что приводит к противоречиям в данных, а также
удорожает дальнейшую информатизацию. 4. Поскольку
функциональность АИС задается «центральными» ведомствами, они не удовлетворяют
потребностей «отраслевых» ведомств, как следствие, разрабатываются
дополнительные, «собственные» АИС. 5. Аналитика сводится к расчету степени достижения показателей, фиксации факта наступления событий (искусственный интеллект, в т.ч. предиктивная [8, с. 77-78]. В целом перспективы России с точки зрения цифровизации государственного управления оптимистичны, и существует значительный потенциал для дальнейшего развития [3, 5, 6, 10]. По данным экспертной группы Digital Mckinsey, цифровизация экономики нашей страны увеличит ВВП на 4,1-8,9 млрд рублей к 2025 году [18, с. 222]. Таким образом,
современные условия развития цифровизации формируют принципиально новые
технологии в государственном управлении. Основная задача цифровизации – создать
условия для эффективной, мобильной, гибкой системы работы, повышающей качество
услуг и снижающей необоснованное государственное вмешательство, которое было бы
значимо для граждан, бизнеса, некоммерческих организаций и повышало
результативность и эффективность государственного управления. Электронное
правительство является залогом качественного государственного управления. Литература 1. Аренс Х.Д., Галиев
Р.Р. Жизнеспособность фермерских домохозяйств в России: теоретические подходы и
практические выводы // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 3 (174). - С.
65-79. 2. Галиев Р.Р., Аренс
Х.Д. Трансформированное сельское хозяйство Восточной Германии и Республики
Башкортостан: реалии и перспективы // Российский электронный научный журнал. -
2017. - № 2 (24). - С. 17-33. 3. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в
устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской
(национальной) научной конференции с международным участием. - Новосибирск:
Новосибирский ГАУ, 2021. - С. 773-776. 4. Гусманов Р.У.,
Низамов С.С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на
основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций // Аграрная наука в
инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической
конференции. - Уфа: БашГАУ, 2016. - С. 232-237. 5. Гусманов У.Г.,
Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Разработка стратегии импортозамещения в
агропродовольственной сфере как актуальное направление научных исследований //
Никоновские чтения. - 2016. - № 21. - С. 66-69. 6. Нуримхаметова Л.К.,
Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного
образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный
университет, 2020. - С. 159-162. 7. Обушева К.А. Цифровая трансформация
государственного управления // Молодой ученый. - 2022. - № 20. - С. 490-493. 8. Осипова И.В. Основные тренды и новые возможности
цифровой трансформации системы государственного управления // ЭФО: Экономика.
Финансы. Общество. - 2022. - № 4. - С. 77-85. 9. Соколов В.М., Стовба
А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции
// В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653. 10. Соколов В.М.,
Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения //
Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр
информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81. 11. Соколов В.М.,
Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим
проблемам коронакризиса covid-19
// Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 80-87. 12. Стовба А.В.
Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные
процессы в науке и технике XXI
века: Материалы XIV
Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство
ТюмГУ, 2016. - С. 109-113. 13. Стовба А.В.,
Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные
проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной
научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный
педагогический университет, 2020. - С. 395-398. 14. Стовба А.В.
Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. -
2012. - № 7 (31). - С. 153-163. 15. Стовба А.В.
Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат
дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с. 16. Стовба Е.В.,
Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной
структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского
университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362. 17. Стовба Е.В.
Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры
агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан) // Актуальные проблемы экономики, права,
образования: история и современность:
Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург:
Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340. 18. Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А. Цифровая трансформация
системы государственного управления // Экономика: вчера, сегодня, завтра. –
2022. - Т. 12. - № 1-1. - С. 221-227. |