Главное меню

Цифровая трансформация в системе государственного управления PDF Печать E-mail
Автор: Карамова Р.Р., Андриянова Е.В., Стовба Е.В.   
23.03.2023 19:47

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Карамова Р.Р., студентка

Андриянова Е.В., студентка

Стовба Е.В., д-р экон. наук, профессор

г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ

 

Сегодня вопросы, связанные с эффективным государственным управлением являются остро дискуссионными, что связано с имеющейся потребностью в реализации стандартов максимально результативного государственного управления как со стороны государства, так и со стороны общества.


Новейшие технологии, которые с каждым годом все интенсивнее проникают в жизнь людей, не обошли стороной и вопросы, связанные с деятельностью государства и государственного управления [2, 9, 14]. В частности, 7 мая 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках данного указа были поставлены задачи перед правительством страны, которые необходимо выполнить при реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Подписание данного Указа стало началом масштабной цифровой трансформации в системе государственного управления в России [7, с. 490].


Цифровое государственное управление представляет собой один из шести федеральных проектов национальной программы «Цифровая экономика», направленный на «окончательный переход на электронное взаимодействие граждан с государством». Реализация направления «Цифровое государственное управление» нацелено на предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.


Становится вполне очевидно, что с приходом цифровизации управление стало:

1. Открытым. Все данные и переписка хранятся в открытом доступе. Это дисциплинирует управленцев и позволяет повысить эффективность обработки сообщений [12, 15].

2. Эффективным. Для принятия оптимальных решений используется анализ данных со многих ресурсов [1, 5, 10]. Например, когда чиновник решает, на какую сферу нужно потратить бюджет, он будет опираться на анализ количества обращений граждан.

3. Новаторским. Новые технологии всегда стимулируют новые методы управления [4, 13, 17]. Например, во многих организациях, которые следуют принципам открытости, принято проводить личные консультации руководителей по скайпу, что облегчает коммуникации между центром и регионами.


Сегодня среди населения России особой актуальностью пользуется портал «Госуслуги». Так, за последние три года более чем в 10 раз увеличилось количество доступных полностью в цифровом виде государственных слуг. В 2022 году в среднем в месяц через портал «Госуслуги» успешно оказывалось более 18 млн услуг. А это больше 200 млн государственных услуг в год. Удобство данного портала состоит в том, что граждане имеют возможность получить любую услугу любого федерального ведомства, доступную в цифровом виде, при этом государство выступает в качестве гаранта идентификации человека в цифровом пространстве через цифровой профиль в рамках Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА).


Однако стоит отметить и ключевые проблемы по цифровизации:

1. Разработка отдельных автоматизированных информационных систем (АИС) для каждого инструмента управления по результатам привела к росту транзакционных издержек госорганов и существенным затратам на поддержку (модернизацию) систем [11, 16].

2. Используемые в сфере управления по результатам АИС в основном основаны на ручном вводе данных, что повышает риски противоречий и искажений.

3. Используемые АИС слабо интегрированы между собой, что приводит к противоречиям в данных, а также удорожает дальнейшую информатизацию.

4. Поскольку функциональность АИС задается «центральными» ведомствами, они не удовлетворяют потребностей «отраслевых» ведомств, как следствие, разрабатываются дополнительные, «собственные» АИС.

5. Аналитика сводится к расчету степени достижения показателей, фиксации факта наступления событий (искусственный интеллект, в т.ч. предиктивная [8, с. 77-78].


В целом перспективы России с точки зрения цифровизации государственного управления оптимистичны, и существует значительный потенциал для дальнейшего развития [3, 5, 6, 10]. По данным экспертной группы Digital Mckinsey, цифровизация экономики нашей страны увеличит ВВП на 4,1-8,9 млрд рублей к 2025 году [18, с. 222].


Таким образом, современные условия развития цифровизации формируют принципиально новые технологии в государственном управлении. Основная задача цифровизации – создать условия для эффективной, мобильной, гибкой системы работы, повышающей качество услуг и снижающей необоснованное государственное вмешательство, которое было бы значимо для граждан, бизнеса, некоммерческих организаций и повышало результативность и эффективность государственного управления. Электронное правительство является залогом качественного государственного управления.

 

Литература

 

1. Аренс Х.Д., Галиев Р.Р. Жизнеспособность фермерских домохозяйств в России: теоретические подходы и практические выводы // Проблемы прогнозирования. - 2019. - № 3 (174). - С. 65-79.

2. Галиев Р.Р., Аренс Х.Д. Трансформированное сельское хозяйство Восточной Германии и Республики Башкортостан: реалии и перспективы // Российский электронный научный журнал. - 2017. - № 2 (24). - С. 17-33.

3. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. - Новосибирск: Новосибирский ГАУ, 2021. - С. 773-776.

4. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: БашГАУ, 2016. - С. 232-237.

5. Гусманов У.Г., Гусманов Р.У., Стовба Е.В. Разработка стратегии импортозамещения в агропродовольственной сфере как актуальное направление научных исследований // Никоновские чтения. - 2016. - № 21. - С. 66-69.

6. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. - С. 159-162.

7. Обушева К.А. Цифровая трансформация государственного управления // Молодой ученый. - 2022. - № 20. - С. 490-493.

8. Осипова И.В. Основные тренды и новые возможности цифровой трансформации системы государственного управления // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. - 2022. - № 4. - С. 77-85.

9. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653.

10. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

11. Соколов В.М., Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 80-87.

12. Стовба А.В. Инновационные процессы в современном российском обществе // Инновационные процессы в науке и технике XXI века: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции. - Нижневартовск: Издательство ТюмГУ, 2016. - С. 109-113.

13. Стовба А.В., Нуримхаметова Л.К. Проблема развития цифрового образования // Актуальные проблемы современной науки: взгляд молодых ученых: Материалы Международной научно-практической конференции. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. - С. 395-398.

14. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С. 153-163.

15. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с.

16. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362.

17. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование производственной отраслевой структуры агроорганизаций региона (на примере Республики Башкортостан)  // Актуальные проблемы экономики, права, образования: история и современность:  Материалы Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права, 2012. - С. 336-340.

18. Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А. Цифровая трансформация системы государственного управления // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. - Т. 12. - № 1-1. - С. 221-227.

 


 
Яндекс.Метрика