Главное меню

Особенности реализации цифровых технологий в системе муниципального управления PDF Печать E-mail
Автор: Арсланова З.А., Байрамова У.А., Стовба Е.В.   
23.03.2023 10:15

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Арсланова З.А., студентка

Байрамова У.А., студентка

Стовба Е.В., д-р экон. наук, профессор

г. Бирск, Бирский филиал УУНиТ

 

На современном этапе создание и развитие сквозных цифровых технологий является предметом отдельного федерального проекта под названием "Цифровые технологии". Особое значение имеют сквозные цифровые технологии, такие как искусственный интеллект, которые по поручению Президента Российской Федерации выделены в отдельный федеральный проект "Искусственный интеллект".


Безусловно, переход к сервисному государству 2.0 и внедрение платформенного подхода к управлению невозможны без использования сквозных цифровых технологий [2, 7, 12]. Конечные цифровые технологии упоминаются и в других федеральных проектах Государственной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".


Отметим, что сквозные цифровые технологии - это инструментарий для преобразования государственных информационных систем в цифровые платформы [4, 9]. Более того, субъекты Российской Федерации активно используют цифровые технологии при реализации суперуслуг и товарных сервисов. Например, в Республике Татарстан запущена платформа суперсервисов, а в Ростовской области развиваются суперсервисы и моносервисы. Таким образом, значительно повышается эффективность управления.


Сквозные цифровые технологии также применяются при создании городских "цифровых двойников" [6, 8]. Городской "цифровой двойник" позволяет анализировать, прогнозировать и моделировать поведение различных субъектов и синхронизировать управление различными системами в городе. Кроме того, необходимо эффективно использовать бюджетные средства и оптимизировать расходы. Однако, как в общем понимании информационной безопасности, так и при реализации концепции импортозамещения в сфере информационных технологий необходимо, чтобы используемые технологии были защищены [1, 3].


Министерство цифровой трансформации подготовило предварительный список проектов, связанных с нейросетями, которые должны быть внедрены в государственных учреждениях в 2023-2024 годах, а лидеры цифровой трансформации также опубликовали проекты, которые уже используются.


Например, Министерство по чрезвычайным ситуациям показало систему искусственного интеллекта для прогнозирования уровня воды и температурных аномалий, а также планы по созданию системы анализа изображений для обнаружения пожаров, дорожных аварий и разрушений. Министерство здравоохранения планирует использовать искусственный интеллект для обнаружения опухолей различного происхождения и признаков COVID-19 по снимкам компьютерной томографии, что позволит повысить эффективность профилактики заболеваний и лечения пациентов. Чат-боты все чаще используются в управлении; есть примеры их применения в МФЦ (Калининградская область - лидер). Например, Министерство промышленности и торговли планирует использовать чат-ботов для консультирования пользователей по вопросам оказания помощи. Однако в связи с пандемией расходы на федеральные проекты будут сокращены.


Искусственный интеллект применяется не как самостоятельная технология, а в сочетании с другими технологиями [5, 8]. К таким технологиям относятся большие данные, Интернет вещей (сквозная цифровая технология) и облачные технологии. Совместное использование больших данных и систем искусственного интеллекта показало свою эффективность, например, совместное использование больших данных и облачных технологий необходимо для реализации Интернета вещей в умных городах.


Кроме того, сквозные цифровые технологии могут быть использованы для создания "цифрового двойника" территории [10, 15]. Так, внедрение "цифровых двойников" планируется в городах с населением более 100000 человек. Москва, Санкт-Петербург и другие города планируют создать "цифровых двойников" [14]. Большие данные могут быть использованы для обеспечения безопасности городов и позволят соответствующим службам и ведомствам быстрее реагировать на ситуации и предотвращать их. Технологии больших данных и искусственного интеллекта также будут использоваться для обработки результатов Всероссийской переписи населения в 2021 году.


Следует отметить, что SaaS является одним из самых востребованных облачных сервисов в государственном секторе, так как это одна из основ единого информационного пространства на всех уровнях [13]. Развитие информационной инфраструктуры для обеспечения эффективного управления необходимо осуществлять с помощью импортных альтернативных технологий: в настоящее время существует возможность регистрации программного обеспечения, предоставляемого по модели SaaS, в едином реестре.


Технология блокчейн и потенциально сети 5G (сквозная цифровая технология) позволяют обеспечить эффективное муниципальное управление. Однако они применяются и на национальном уровне. Примером использования технологии блокчейн для муниципального управления является использование этой технологии в управлении "Активным гражданином" и городской системой в Москве. Кроме того, пандемия ускорила внедрение этих технологий во всех сферах государственного управления. Например, Федеральная налоговая служба запустила блокчейн-платформу для выдачи беспроцентных кредитов МСП в конце апреля 2020 года.


Таким образом, внедрение цифровых технологий, включая сквозные технологии, повышает эффективность управления, как на государственном, так и на муниципальном уровнях. Внедрение цифровых технологий определяет оптимальный уровень взаимодействия между государством и гражданами, а также между государством и бизнесом. Следует подчеркнуть, что сквозные технологии повышают качество жизни граждан за счет появления новых технологий в здравоохранении, что особенно актуально во время пандемий.

 

Литература

1. Аренс Х.Д., Галиев Р.Р. Реалии и перспективы трансформированного сельского хозяйства Восточной Германии // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2017. - № 4 (44). - С. 128-132.

2. Галиев Р.Р. Эффективность использования производственного потенциала агропродовольственного комплекса региона // Островские чтения. - 2019. - № 1. - С. 139-142.

3. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Цифровизация в системе образования // Роль аграрной науки в устойчивом развитии сельских территорий: Сборник VI Всероссийской (национальной) научной конференции с международным участием. - Новосибирск: Новосибирский ГАУ, 2021. - С. 773-776.

4. Гусманов Р.У., Низамов С.С. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе оптимизации отраслевой структуры агроорганизаций // Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы Международной научно-практической конференции. - Уфа: БашГАУ, 2016. - С. 232-237.

5. Низомов С.С. Продовольственная безопасность Республики Башкортостан на фоне санкций против России // Известия Международной академии аграрного образования. - 2015. - № S25. - С. 158-165.

6. Нуримхаметова Л.К., Стовба А.В. Современные проблемы инновационного развития дистанционного образования // Новые контуры социальной реальности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2020. - С. 159-162.

7. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности: происхождение и тенденции концептуальной эволюции // В мире научных открытий. - 2014. - № 7-1 (55). - С. 636-653.

8. Соколов В.М., Стовба А.В. Этика ответственности в вопросах жизнеобеспечения населения // Качество жизнеобеспечения населения: Сборник научных статей участников II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Уфа: АНО «Исследовательский центр информационно-правовых технологий», 2016. - С. 78-81.

9. Соколов В.М., Стовба А.В. Императивность биоэтического подхода к морально-политическим проблемам коронакризиса covid-19 // Гуманитарный вектор. - 2021. - Т. 16. - № 2. - С. 80-87.

10. Стовба Е.В., Абдрашитова А.Т. Этапы построения моделей оптимизации производственной структуры агроорганизаций на уровне сельских территорий // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2011. - № 4 (40). - С. 355-362.

11. Стовба Е.В. Экономико-математическое моделирование сценариев развития сельских территорий региона М.: Издательство «Экономика», 2013. - 166 с.

12. Стовба А.В. Социально-философский смысл категории инновации // В мире научных открытий. - 2012. - № 7 (31). - С. 153-163.

13. Стовба А.В. Традиция и новация в развитии современного российского общества: автореферат дис. ... кандидата философских наук. - Уфа: Башкир. гос. ун-т, 2015. - 22 с.

14. Сулимин В.В. Сущность понятия "цифровая экономика" // Мир в эпоху глобализации экономики и правовой сферы: роль биотехнологий и цифровых технологий: Сборник научных статей по итогам VIII международной научно-практической конференции. - М, 2021. - С. 132-133.

15. Хайнц Д.А., Галиев Р.Р. Продовольственное самообеспечение России: аспекты полезности и издержек // Проблемы прогнозирования. - 2021. - № 5 (188). - С. 162-172.


 
Яндекс.Метрика