ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА
УРОКАХ ЭКОНОМИКИ
Мухаметшина Г.С.,
к.э.н., доцент
Минилбаева С.К.
Студент 3 курса
факультета физики и математики
г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ
Освоение
знаний об экономических законах, закономерностях и экономической деятельности,
овладение навыками, умениями и ключевыми компетентностями, которые необходимы
для успешной социализации личности является главной целью экономического
образования школьников.
Организация
научно - исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная
инновационная образовательная технология, формирующая познавательные УУД. Она
служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в
современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в
образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального
потенциала общества.
Исследовательская
деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских
задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об
объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста –
учителя-предметника, научного сотрудника [2].
Из обьяснения
видно, что научно-исследовательская деятельность - это сложный по своей организации
вид деятельности, который формирует у обучающихся так называемую
«исследовательскую компетенцию».
Пользование
исследовательского метода в обучении экономике направлено на становление у
школьников опыта самостоятельного поиска новых знаний, использования их в
условиях творчества и позволяет решить ряд задач:
-
развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них
исследовательских навыков;
- формирование экономического мышления
- более
глубокое и прочное усвоение учебного материала, расширение общего кругозора
обучаемых;
-
развитие аналитического и прогностического мышления, способности сравнивать
обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу по проблеме
исследования [1];
-
выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого
потенциала;
-
развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях,
конкурсах-защитах МАН;
-
развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;
-
развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;
-
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.
-
воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;
Можно
подчеркнуть следующие направления научно-исследовательской деятельности
обучающихся:
1. Когда
школьники принимают участие в работе научных кружков, в коллективных
исследованиях, а также в различных турнирах, соревнованиях, конкурсах,
семинарах, научно-практических конференциях – вснеклассная деятельность. Это
дальнейшее развитие коллективного научного мышления.
2.
Содействие обучающихся в работе МАН. Это уже индивидуальная научная
деятельность, которую надо считать наивысшей для школьников.
3. Процесс
научного мышления школьника, которое достигается рядом специальных мероприятий
и методов непосредственно в учебном процессе: соответствующие задачи,
нестандартные уроки и др. Такой деятельностью должны быть охвачены практически
все обучающиеся.
Развитие
научно-исследовательских умений школьников – процесс сложный и долговременный.
Нужно постепенно и методично формировать исследовательские навыки, осуществляя
постоянный контроль, анализировать и исправлять ошибки, определять наилучшие
пути выполнения работы, разделить ее на определенные составляющие, научить
обучающихся сочетать исследовательскую деятельность с научной.
Деятельность
по формированию интеллектуальных умений и навыков, воспитанию обучающихся
осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные
интерактивные технологии, такие, как метод проектов. Например, на уроках
экономики использую такие проекты: «Презентация товара», «Экономическая
грамотность населения», «Конкурс бизнес-проектов», «Путешествие в историю
экономики», «Презентация банка», «Прогноз развития мирового рынка продукции: 1)
сталь; 2) бриллианты; 3) кофе», «Литературные сюжеты глазами экономиста»,
«Интервью с Генри Фордом», «Моя потребительская корзина», «Анализ бюджета семьи
за месяц» и многие другие. Работа над проектами формирует у школьников навыки
самостоятельного исследовательского и научного творчества, способствует лучшему
усвоению учебного материала.
В
должности творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка
сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов,
составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта деятельность
подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, умению работать
с Интернет-ресурсами.
Содержание
методического сопровождения научно-исследовательской деятельности обучающихся
состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный
– включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и
предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку
инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку
методики исследования;
2. Конструирующий
(постановочный, создающий) – непосредственно исследование (возможна и его
разбивка на этапы);
3. Корректирующий
– формулирование предварительных выводов, их уточнение;
4. Контрольный;
5. Заключительный
– подведение итогов и оформление результатов.
Формировать
работу над исследованием, правильно распределить свое время, спланировать его,
глубоко и своевременно разработать выбранную тему поможет алгоритм написания научно-исследовательской работы. Он дисциплинирует
ученика, лимитирует срок, отведенный на выбор темы, подбор и анализ литературы
по теме исследования, написание и оформление работы.
Литература
1. Леонтович А.В.
Концептуальные основания моделирования организации исследовательской
деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. –
2006. – № 4. – C. 24-26
2. Аристова
У. В. Особенности организации научно-исследовательской и инновационной
деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе
/ У. В. Аристова // Наука и школа. 2007. № 2. С. 68–71.
3. Сабитов Р.И. Основы научных исследований. Учебное
пособие. Челябинск, 2012
4. Тейл
Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971.
5. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований
внешнеэкономических связей. Донецк 2012
6. Основы
научных исследований: учебник для ВУЗов Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В.,
М., 1989
7. Макогон
Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей.
|