Главное меню

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках экономики PDF Печать E-mail
Автор: Мухаметшина Г.С., Минилбаева С.К.   
21.03.2023 16:00

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЭКОНОМИКИ

 

Мухаметшина Г.С., к.э.н., доцент

Минилбаева С.К.

Студент 3 курса факультета физики и математики

г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ

 

Освоение знаний об экономических законах, закономерностях и экономической деятельности, овладение навыками, умениями и ключевыми компетентностями, которые необходимы для успешной социализации личности является главной целью экономического образования школьников.


Организация научно - исследовательской деятельности обучающихся рассматривается как мощная инновационная образовательная технология, формирующая познавательные УУД. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития в современном социуме, средством трансляции норм и ценностей научного общества в образовательную систему, средством выполнения и развития интеллектуального потенциала общества.


Исследовательская деятельность предполагает выполнение обучающимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – учителя-предметника, научного сотрудника [2].


Из обьяснения видно, что научно-исследовательская деятельность - это сложный по своей организации вид деятельности, который формирует у обучающихся так называемую «исследовательскую компетенцию».


Пользование исследовательского метода в обучении экономике направлено на становление у школьников опыта самостоятельного поиска новых знаний, использования их в условиях творчества и позволяет решить ряд задач:

- развитие творческих способностей обучающихся и выработка у них исследовательских навыков;

-  формирование экономического мышления

- более глубокое и прочное усвоение учебного материала, расширение общего кругозора обучаемых;

- развитие аналитического и прогностического мышления, способности сравнивать обобщать, классифицировать изучаемый материал и научную литературу по проблеме исследования [1];

- выявление одарённых обучающихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, конкурсах-защитах МАН;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности.

- воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;


Можно подчеркнуть следующие направления научно-исследовательской деятельности обучающихся:

1. Когда школьники принимают участие в работе научных кружков, в коллективных исследованиях, а также в различных турнирах, соревнованиях, конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях – вснеклассная деятельность. Это дальнейшее развитие коллективного научного мышления.


2. Содействие обучающихся в работе МАН. Это уже индивидуальная научная деятельность, которую надо считать наивысшей для школьников.


3. Процесс научного мышления школьника, которое достигается рядом специальных мероприятий и методов непосредственно в учебном процессе: соответствующие задачи, нестандартные уроки и др. Такой деятельностью должны быть охвачены практически все обучающиеся.


Развитие научно-исследовательских умений школьников – процесс сложный и долговременный. Нужно постепенно и методично формировать исследовательские навыки, осуществляя постоянный контроль, анализировать и исправлять ошибки, определять наилучшие пути выполнения работы, разделить ее на определенные составляющие, научить обучающихся сочетать исследовательскую деятельность с научной.


Деятельность по формированию интеллектуальных умений и навыков, воспитанию обучающихся осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов. Например, на уроках экономики использую такие проекты: «Презентация товара», «Экономическая грамотность населения», «Конкурс бизнес-проектов», «Путешествие в историю экономики», «Презентация банка», «Прогноз развития мирового рынка продукции: 1) сталь; 2) бриллианты; 3) кофе», «Литературные сюжеты глазами экономиста», «Интервью с Генри Фордом», «Моя потребительская корзина», «Анализ бюджета семьи за месяц» и многие другие. Работа над проектами формирует у школьников навыки самостоятельного исследовательского и научного творчества, способствует лучшему усвоению учебного материала.


В должности творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и т. п. Эта деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, умению работать с Интернет-ресурсами.


Содержание методического сопровождения научно-исследовательской деятельности обучающихся состоит из следующих этапов:

1. Подготовительный – включает в себя выбор проблемы и темы, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, гипотезы исследования, подготовку инструментария, обучение участников исследования, выбор методов и разработку методики исследования;

2. Конструирующий (постановочный, создающий) – непосредственно исследование (возможна и его разбивка на этапы);

3. Корректирующий – формулирование предварительных выводов, их уточнение;

4. Контрольный;

5. Заключительный – подведение итогов и оформление результатов.


Формировать работу над исследованием, правильно распределить свое время, спланировать его, глубоко и своевременно разработать выбранную тему поможет алгоритм написания научно-исследовательской работы. Он дисциплинирует ученика, лимитирует срок, отведенный на выбор темы, подбор и анализ литературы по теме исследования, написание и оформление работы.


Литература

1. Леонтович А.В. Концептуальные основания моделирования организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 4. – C. 24-26

2. Аристова У. В. Особенности организации научно-исследовательской и инновационной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки дизайнеров в вузе / У. В. Аристова // Наука и школа. 2007. № 2. С. 68–71.

3. Сабитов Р.И. Основы научных исследований. Учебное пособие. Челябинск, 2012

4. Тейл Г. Экономические прогнозы и принятие решений. М.: Статистика, 1971.

5. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей. Донецк 2012

6. Основы научных исследований: учебник для ВУЗов Крутов В.И., Грушко И.М., Попова В.В., М., 1989

7. Макогон Ю.В., Пилипенко В.В. Методика научных исследований внешнеэкономических связей.

 


 
Яндекс.Метрика