АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИСТАНЦИОННОГО
ОБУЧЕНИЯ
Батталова Л.Р.
г.
Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ
Дистанционное обучение
– это новый вид образования, доступный в настоящее время во многих
странах, наряду с другими формами обучения
– очной, заочной и экстернатом в
системе непрерывного образования. Любая
форма обучения нуждается определении и эффективности, что бы быть достаточно
уверенно в том, чтобы материальные и интеллектуальные затраты на организацию
данной системы обучения в конце концов оправдали бы себя. Далее, попробуем
определиться с понятием эффективности дистанционного обучения. Если исходить из
этимологии самого слова, то эффективное обучение означает действенное для
производства или для какой-то другой сферы деятельности в системе образования.
Эффективными можно назвать концепцию, метод и средства обучения, если они
способны более качественному, легкому и быстрому достижению поставленных целей
обучения. Педагогическую же
эффективность мы понимаем как достижение поставленных целей обучения,
современными педагогическими и технологическими средствами [1].
В
условиях среднего общего образования с целью активизации познавательной
активности обучающихся по информатике могут использоваться различные технологии
дистанционного обучения, такие как кейс - технологии, интернет- технология,
телекоммуникационная технология, технологии основанные на использовании
образовательных сред, способная постоянно обновляться и настраиваться под
определенные нужды образовательного процесса.
Наряду
со всеми нововведениями, связанные с внедрением спектра компьютерных
технологии, возникают ряд сопутствующих проблем, такие как:
·
Технологические вопросы с настройками
входом на онлайн - платформу, их исправление порой отнимает все время урока.
·
Некоторые дети испытывают
психологические трудности из-за отсутствия живого общения и не могут хорошо
учиться из-за стресса. Им трудно перестроиться на виртуальное обучение, где
нельзя оценить свои и чужие достижения.
·
Сложно заинтересовать детей новым
материалом. Резкий переход на дистанционное обучение заставил учителей тратить
много времени на подготовку к урокам.
·
Отсутствие самодисциплины и мотивации к
учебе. Без постоянного контроля педагога у ребенка возникает больше соблазн
отложить учебу на потом.
Также проблемам
дистанционного обучения посвящены работы Могилева А.В., Полат Е.С., Хуторского
А.В., Ястребцевой Е.Н. и др.
Е.С. Полат
оптимистически прогнозирует: «Прогнозы на перспективу указывают на то, что уже
в обозримом будущем примерно 40-50% учебного времени не только в вузах, но и в
школах (по мере появления для этого соответствующих
условий) будет приходиться на долю дистанционного обучения. Именно поэтому
важно особенно тщательно подойти к разработке теоретических основ этого нового
для нас вида обучения» [2].
Таким образом, для
устранения проблем при обучении с применением дистанционных технологий важно
учитывать, что в виртуальном пространстве большую роль играют мотивация и
заинтересованность учащегося. Даже самые лучшие и передовые технологии, такие
как информационные и психолого-педагогические, без оптимизации учебного
процесса могут оказать обратное воздействие, поэтому для качественного и доступного
образования недостаточно просто внедрить систему дистанционного образования в
процесс обучения, а необходим творческий подход к делу и создание налаженной
системы организации учебной деятельности учителей и учащихся. Ведь обучение с
применением дистанционных образовательных технологий – это всего лишь
специфическая форма организации обучения, требующая изменения устоев
традиционного учебного процесса и пересмотра принципов и методов в
педагогической деятельности.
Литература
1.
Коняева Е. А., Прокопенко Е. В.
Дистанционное образование и его педагогические принципы // Всероссийская
студенческая научно практическая конференция «Актуальные проблемы образования :
позиция молодых» по материалам Всероссийской научно практической конференции
2016 г: Изд-во «Золотой феникс», 2016 – С. 202.
2.
Полат Е. С., Моисеева М. В., Петров
А.Е. Педагогические технологии
дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат.- М., «Академия», 2006.
3.
Федеральный закон от 29. 12. 2012 г.
№273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»- электронный ресурс.
|