ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Запивалова София Евгеньевна
студент
Ахметова Алина Даниловна
студент
Мухаметшина Гульнара
Салаватовна
научный руководитель, кандидат экономических наук
Бирский филиал Уфимского университета
науки и технологий, Россия, г. Бирск
В
эпоху дистанционного обучения можно часто услышать такие лозунги: «Хорошему
учителю никакие электронные ресурсы и интерактивные доски не нужны»; «Цифровизация
образования — это оболванивание!».
Внедрение
цифровых технологий в образование порождает много страхов у людей. Часто эти
страхи связаны с непониманием самого смысла цифровизации.
Важно
понимать, что цифровизация образования и дистанционное онлайн-образование — не
одно и то же. Понятие цифровизации охватывает намного больше. Оно означает
использование различных программ, приложений и других цифровых ресурсов для
электронного обучения как удалённо, так и непосредственно в школе или вузе
(например, когда какие-то задания выполняются на компьютере или на планшете в
классе).
Цифровизация
также касается организационых моментов образования. Электронные дневники и
жураналы, возможность связаться с преподавателем посредством электронного
письма – тоже цифровизация. Все это не кажется страшным, наоборот, это очень
облегчает работу и преподавателей, и учеников.
Наиболее
заметно цифровизация проявила себя после начала пандемии коронавируса. Учебные
заведения вынужденно перешли на дистанционное онлайн-обучение. Именно поэтому
цифровизацию образования путают с «дистантом».
Если
углубиться, можно заметить, что процессы цифровизации начались намного раньше.Использование
цифровых средств в образовании — это мировой
феномен. О масштабах явления свидетельствует, например, размер рынка
образовательных цифровых технологий (этот рынок называется EdTech) — к 2025
году, по оценке Всемирного экономического форума, он достигнет 342 млрд
долларов США.
Цифровизация
образования в России, по оценке специалистов Института образования Высшей школы
экономики, прошла несколько стадий. И на каждой под этим термином подразумевали
разные процессы:
Первая
волна цифровизации в середине восьмидесятых — начале девяностых годов была
направлена на развитие компьютерной грамотности и включала в себя появление в
школах и вузах первых компьютерных классов.
На
втором этапе с середины нулевых годов заговорили о внедрении в учебный процесс
информационно-коммуникационных технологий — цифровые устройства и форматы стали
использоваться не только на занятиях по информатике.
На
третьем — современном — этапе, примерно с 2018 года, речь идёт уже о цифровой
трансформации — применении цифровых технологий во всех процессах в образовании.
В
ходе цифровой трансформации образования обновляется всё:
·
планируемые образовательные результаты и
содержание образования.
·
педагогические методы и технологии
обучения;
·
организация учебной работы, инструменты
(технические средства) для неё и управление этим процессом.
Почему
в образование внедряются цифровые технологии?
С
тем, что в наш век образование уже невозможно без цифровизации, согласны многие
эксперты. Интернет-среда становится неотъемлемой частью нашей жизни, облегчая
многие процессы.
Директор
института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета,
председатель федерального учебно-методического объединения в системе высшего
образования «Образование и педагогические науки» Елена Казакова считает, что
вопроса о том, использовать или нет цифровые технологии в образовании, уже нет
на повестке дня:
«Не
внедряем мы никакие цифровые технологии. Мы жить начали в другом мире! Ну
перестанем мы уповать на внедрение цифровых технологий. Что, весь мир вокруг
оцифруется, а мы продолжим жить с мелом и доской? Это же смешно, так не будет».
Ректор
НИУ ВШЭ Никита Анисимов тоже высказался о том, что цифра — уже не будущее, а
неизбежная реальность и альтернативы ей нет, поэтому вузам нужно
перестраиваться и достигать цифровой зрелости. Министр образования и науки
Валерий Фальков отметил, что даже очный формат обучения трансформируется,
некоторые элементы дистанционного взаимодействия студента и преподавателя
останутся в нём уже навсегда.
Использование
цифровых инструментов — не вопрос моды, а насущная необходимость.
Как
в XV веке на сферу образования повлияло изобретение книгопечатания (до этого
из-за большой дороговизны рукописных книг самым распространённым способом
получения и распространения знаний были живые лекции), так же меняют
образование и цифровые технологии. И как тогда речь шла о появлении новых
возможностей и новых инструментов, так и сейчас.
Когда-то
люди писали исключительно от руки, потом появились печатные машинки, затем —
компьютеры с текстовыми программами. Когда-то обсуждать что-то с другим
человеком, находящимся на большом расстоянии, можно было исключительно в
письмах, потом появились телеграф и телефон, а затем и интернет с его
многочисленными возможностями.
Технической
причиной второй промышленной революции в конце XIX — начале ХХ века стало
изобретение электричества и двигателя внутреннего сгорания. Появились новые
производственные технологии, телеграф и телефон, автомобили, люди в отдалённых
регионах смогли быстро обмениваться сообщениями, и передвижение между городами
ускорилось.
Вторую
половину ХХ века, когда появились цифровые технологии и начался рост
электроники, телекоммуникаций и распространение персональных компьютеров,
принято называть третьей промышленной революцией.
Считается,
что развитие интернета положило начало новой промышленной революции —
четвёртой. От неё ожидают роста технологий на основе искусственного интеллекта,
нейросетей, дополненной реальности, интернета вещей и так далее.
Школа
и вуз должны соответствовать обществу вокруг. Выпускник школы и тем более вуза
должен быть подготовлен к жизни в современном мире, а цифра сегодня плотно вошла
во все сферы жизни и работы.
С
другой стороны, ученики к начальной школе (да даже к детскому саду) уже знакомы
с цифровыми технологиями. Каждое новое поколение всё глубже погружено в
цифровую среду. И образовательным системам уже сейчас приходится
приспосабливаться к повседневным привычкам учеников. А многие эти привычки —
цифровые.
Стоит
отметить, что цифровизация образования не означает, что электронные инструменты
заменят собой всю образовательную среду и тем более учителей. Против этого
свидетельствуют результаты исследований — форматы, когда обучение строится
офлайн и частично онлайн, оказываются, как правило, эффективнее и полного дистанционного,
и абсолютного отказа от современных цифровых инструментов. Практика показывает,
что качественное образование всегда подразумевает живой опыт взаимодействия с
учителем и соучениками. Поэтому онлайн-курс без обратной связи, и скучная
лекция, после которой никто не задаёт вопросы, одинаково малополезны.
Какую
пользу может дать цифровизация в образовании?
Эффективность
цифровых технологий в образовании сегодня подтверждена в следующих основных
направлениях:
Цифровизация упрощает
организационные задачи. Электронные дневники, индивидуальные расписания.
Цифровизация
делает образование удобнее для обучающихся. Так, возможности гибридного
обучения, когда часть учащихся находится в аудитории с преподавателем, а часть
подключается дистанционно из дома, позволяют школьникам и студентам не
пропускать занятия, когда они не могут посетить их физически (например, из-за
болезни). Возможности смешанного обучения, когда наряду с обычным форматом
занятий в классе используются цифровые технологии, помогает сделать обучение
более индивидуализированным: более способным ученикам дать темы и занятия
посложнее, а более слабым — помочь отработать наиболее трудные для них темы. На
полных онлайн-программах можно учиться и сдавать экзамены, физически находясь
где угодно.
Онлайн
даёт доступ к гораздо более широкому спектру образовательного контента, чем
обычный формат. Крупные онлайн-платформы, на которых размещены массовые курсы
ведущих университетов мира, позволяют человеку из любой точки мира прослушать
лекции, например, Гарварда или МГУ. До появления подобных платформ такая
возможность была лишь у студентов соответствующих вузов, но не у всех есть
возможность туда поступить. Сейчас разные вузы могут включать в свои программы
готовые курсы лекций других ведущих университетов.
Обучение
в цифровой среде позволяет собирать данные и анализировать их, чтобы потом
улучшить образовательный процесс. Учебная аналитика — не только инструмент
управления в рамках масштабных образовательных систем, она вполне может быть
полезна и учителю, который работает с несколькими классами. Есть примеры, когда
специальное онлайн-тестирование позволяло учителям заметить в своём классе
учеников, чьих трудностей или, наоборот, успехов они раньше не видели. Техника в
этом смысле беспристрастна. А в высшем образовании, например, большие данные
помогают оценить даже вероятность отчисления студентов и предсказывают, как
будут учиться в будущем нынешние абитуриенты.
Словом,
цифровизация — это не замена традиционного формата образования, в котором есть
преподаватель и живое взаимодействие с ним. Это, с одной стороны, альтернатива
традиционному формату, а с другой — подспорье для него, новые удобные
инструменты.
Литература
1.
Гэйбл Э. Цифровая трансформация школьного образования.
Международный
опыт, тренды, глобальные рекомендации [Текст] / пер. сангл.; под науч. ред. П.
А. Сергоманова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2019. — 108 с. — 200 экз. —
(Современная аналитика образования)
2.
Морозов А.В., Самборская Л.Н. Профессионализм учителя
как важнейший ресурс и детерминанта качества педагогической деятельности в
условиях цифровой образовательной cреды // Казанский педагогический журнал.
2018. № 6 (131).
3.
Уваров А.Ю. На пути к цифровой трансформации школы. –
М.: Образование и информатика, 2020
4.
Буцык С.В. «Цифровое» поколение в образовательной
системе российского региона: проблемы и пути решения // Открытое образование.
2019. № 1
5.
Трудности и перспективы цифровой трансформации
образования [Текст] / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая и др.; под ред.
А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т
образования. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343
|