ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Мухаметшина Г.С., к.э.н., доцент
Батталов И.И., Салимзянова Д.Ф.
Студенты 3 курса факультета физики
и математики
г.
Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ
Аннотация.
В статье изложены актуальные проблемы цифровизации в сфере образования. Также
проанализированы основные направления применения цифровизации в образовании,
дана характеристика цифровой образовательной среды, выделены достоинства и
недостатки цифровизации образования. Авторы в заключении делают вывод о том,
что цифровизация образования – шаг в будущее, который изменит не только
содержание образовательных курсов, но и подачу информации.
Ключевые слова:
цифровизация, образование, цифровые технологии, цифровая образовательная среда,
цифровое обучение.
Целью работы является изучение проблем
реализации цифрового обучения в России, перспективы его развития и связанные с
ним риски. Тема цифровизации в сфере образования является одной из самых
актуальных, поскольку цифровые технологии окружают нас повсюду.
XXI век
ознаменовался переходом человечества к новому типу общества – информационному,
в котором особое место занимают цифровые технологии.
Сейчас цифровые технологии окружают нас
повсюду: они присутствуют в каждом доме, в школах, больницах, университетах, на
различных учреждениях и предприятиях, и, по мнению ученых, они ежегодно будут
развиваться с еще большей скоростью.
Цифровизация –
повсеместный процесс распространения и внедрения цифровых технологий в
различные сферы жизни общества: экономику, культуру, образование и т.д.
Хотелось бы остановиться на развитии
цифровизации в сфере образования, поскольку она отвечает за процесс обучения и
воспитания, приобретение знаний, умений, компетенции. Именно образование
является начальной ступенью в становлении личности, дальнейшем развитии
человека.
Цифровизация в
образовании – процесс перехода на электронную систему обучения. Правовой
основой для инициации и реализации цифровизации в сфере образования являются:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации». Он закрепил право образовательных
организаций на применение в их деятельности различных цифровых образовательных
технологий.
2. Программа «Цифровая экономика Российской
Федерации». Согласно Указу Президента Российской Федерации к 2024 году должна
быть создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая качество и
доступность образования.
3. Государственная программа Российской
Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы. Она ставит перед собой следующие
цели: высокое качество, доступность образования, применение дистанционных
технологий. В рамках данной программы предполагается реализация нескольких
проектов: «Вузы как центры пространства создания новаций», «Создание
современной образовательный среды для школьников» и т.п.
Цифровизация в сфере
образования преследует несколько задач. К ним относятся: повышение навыков и
умений преподавателей в сфере цифровых технологий, развитие материальной
инфраструктуры, развитие онлайн-обучения; внедрение цифровых программ.
Говорить о грядущих
изменениях образовательной системы довольно трудно, но уже сейчас можно
сказать, какие новшества введет цифровизация в образование.
Учебные занятия,
дневники, журналы перейдут на онлайн-формат. Обучающие смогут посещать занятия
даже не выходя из дома, в этом им поспособствует интернет. Вместо привычных
учебников будут использоваться электронные ресурсы. Учреждения, осуществляющие
образовательную деятельность, будут оснащены современными технологиями:
компьютеры и иные гаджеты, интерактивные доски, проекторы.
Учителям придется
осваивать новую систему образования. Со временем эта профессия претерпит
существенные изменения. Цифровизация образования предусматривает
самостоятельное изучение и освоение материала, поэтому педагог теперь будет
выступать в качестве помощника, к которому будут обращаться лишь при острой
необходимости.
Внедрение цифровых
образовательных технологий не предполагает полной отмены традиционных занятий в
школах, институтах, колледжах. В настоящее время речь идет лишь о включении в
образовательный процесс некоторых элементов онлайн-обучения. Планируется
введение смешанного формата обучения, это позволит повысить эффективность
преподавания, развить у студентов чувство ответственности, самодисциплину.
Рассмотрев
теоретические аспекты цифровизации образования, необходимо более подробно
остановиться на эксперименте по внедрению цифровой образовательной среды с 1
сентября 2020 год.
Об этом ранее было объявлено Министерством
просвещения, которое в соответствии с проектом Постановления Правительства
Российской Федерации «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по
внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего
образования, среднего профессионального образования и соответствующего
дополнительного профессионального образования, профессионального обучения,
дополнительного образования детей и взрослых» объявил о том, что в ряде
регионов странный начнется эксперимент по внедрению «цифровой образовательной
среды» в школах и колледжах. Пожалуй, главной целью данного эксперимента
является, прежде всего, создание и апробация цифровой образовательной среды и
обеспечения возможности ее постоянного использования на всей территории РФ. При
этом основным и приоритетным направлением данного процесса является апробация
самого дистанционного образования.
Так как не раз
поднималась тема, касаемо грядущих перемен в сфере образования, в обществе
сформировалось определенное мнение. Мнение население, в лице которого выступают
в данном вопросе в большей мере родители, оказалось двояким. Большое количество
людей отнеслись к новшеству скептично, а именно к проведению дистанционного
обучения, к результативности и эффективности такого образования. Также многие
родители в период осуществления эксперимента столкнулись с проблемой
оснащенности всеми необходимыми техническими средствами для такого обучения.
Зачастую в семье нет возможности приобрести многие технические средства для
такого дистанционного обучения, что является большой проблемой в осуществлении
такого новшества.
При этом данный
эксперимент направлен на выявление проблем для дальнейшего беспрепятственного
перехода России на цифровизацию образовании. Эксперимент должен решить ряд
следующих вопросов:
- скоростной интернет;
- материально-техническое оснащение;
- электронные базы
данных;
- образовательные сервисы с контентом и т.д.
При
этом, так как разные регионы имеют разный технический потенциал, то эксперимент
решено проводить выборочно, то есть выбраны конкретные регионы, в которых будет
проведен эксперимент.
Необходимо сказать и о
национальных проектах, реализуемых Российской Федерацией в сфере образования. В
рамках национального проекта «Образование» реализуется федеральный проект,
получивший название «Цифровая образовательная среда». Он действует до 2024 года
и предусматривает:
- внедрение цифровых технологий в 30%
образовательных учреждений для не менее 500 тысяч обучающихся;
- обеспечение всех образовательных организаций
скоростным интернетом. По итогу Послания Президента РФ дано поручение о
подключении всех учреждений, осуществляющих образовательную деятельность, к
скоростному интернету и их обеспечении интернет-трафиком;
- создание центров цифрового образования для
школьников и студентов.
Также необходимо
отметить об основных положительных и отрицательных сторонах цифровизации
образования. Такое новшество обрело определенную репутацию среди студентов,
которые выделяют такой положительный аспект, как удобство, а именно экономия
времени. Второй положительной чертой оказалась практичность, поскольку
электронные носители не имеют свойства рваться или как-то портиться. Третьей
положительной чертой для студентов оказалось физическое удобство, так как
ношение тяжелых книг обременяет. Четвертой положительной характеристикой
выступает мобильность, поскольку образование оказывается доступным в любое
время. Ну и последним положительным аспектом выступает экономическая
обоснованность, выраженная в уменьшение затрат на приобретение учебной
литературы и сокращение количества вырубки леса, которая необходима для изготовления
бумажных носителей.
Но такое нововведение имеет и ряд
отрицательных аспектов, которые могут сказаться не только на физическом
здоровье обучающихся, но и на психологическое состояние каждого из учеников. Во-первых,
при цифровом обучении письму уделяется все меньше внимания, что может привести
к снижению у обучающихся ученических навыков, то есть они начнут хуже читать, а
также это коснется их моторики и координации, а именно снижение способности
формулирования мыслей. Во-вторых, длительное пребывание за экранами приводит к
глазной усталости. Это неизбежно приведет к проблемам со зрением. В-третьих,
появится риск сокращения творческого потенциала обучающихся, снижение
умственной активности, плохой социализации, а также проблемы с физическим
развитием и др. Все это неизбежно приведет к негативному отношению к
цифровизации образования, несмотря на то, что оно имеет и достаточно плюсов.
Главный и самый тревожный минус данной программы является ухудшение физического
и психического здоровья детей, которые являются будущим нашей страны.
Подводя итоги, заметим,
что цифровизация в образовании – процесс длительный и неизбежный. Все
достоинства и недостатки внедрения цифровой системы в образовательный процесс
можно будет оценить лишь спустя несколько десятилетий. Спустя годы претерпит
изменения вся структура образования. А какое влияние цифровизация окажет на
сферу образования, покажет время.
Литература
1. Абдуллаев С.Г. Оценка эффективности
системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация
образования. – 2017. – № 3. – С. 85-92.
2. Буданцев Д.В.
Цифровизация в сфере образования: обзор российских научных публикаций //
Молодой ученый. – 2020. – № 27 (317). – С. 120-127.
3. Воробьева И.А., Жукова А.В., Минакова К.А.
Плюсы и минусы цифровизации в образовании // Педагогические науки. – 2021. –
№01 (103). – С.110-118.
4. Молчанова Е.В. О
плюсах и минусах цифровизации современного образования // Наука в образовании.
– 2019. – № 64-4. – С. 133-135.
5. Озерский С.В.
Информатизация образования — неотъемлемая часть формирования информационного
общества // Вестник СЮИ. – 2013. – №4. – С. 87-90. 115
6. Цифровая
образовательная среда. – [Электронный ресурс]. – Электронный ресурс: https://
obrmos.ru/go/go_scool/news/go_go_scool_news_zifr_exp.html (дата обращения
15.03.23).
7. Цифровизация
образования – надежды и риски. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://vogazeta.ru/_obrazovaniya__nadezhdy_i_riski (дата обращения 15.03.23.)
|