Применение средств и методов ИКТ в профессиональной деятельности педагога |
Автор: Имамова Э.Р., Мухаметшина Г.С. |
17.03.2023 11:27 |
ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ ИКТ
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА Имамова
Э.Р., студент Мухаметшина
Г.С., канд. эконом. наук, доцент
г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал
УУНиТ Введение Профессиональная деятельность педагогов сегодня требует активного использования средств ИКТ, которое приводит к неизбежному изменению характера педагогической деятельности, появлению современного инструментария и технологий, позволяющих педагогов на новом уровне организовывать деятельность обучаемого, конструировать образовательный процесс, строить коммуникации с субъектами этого процесса. И.В. Роберт рассматривает возможности
компьютера с точки зрения целевого подхода в обучении и выделяет следующие
основные педагогические цели использования средств современных информационных
технологий: 1. Интенсификация всех уровней
учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных
информационных технологий: 2. Развитие личности обучаемого,
подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества: 3. Работа по выполнению социального
заказа общества: Можно выделить несколько аспектов образовательных
средств ИТ: 1.Мотивационный
аспект. Применение
ИТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации
обучающихся, поскольку создаются условия: —
максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей
обучающихся; —
широкого выбора содержания, форм, темпов и уровней проведения учебных занятий;
— раскрытия творческого потенциала обучающихся; —
освоения студентами современных информационных технологий. 2.Содержательный
аспект. Возможности
ИТ могут быть использованы: —
при построении интерактивных таблиц, плакатов и других цифровых образовательных
ресурсов по отдельным темам и разделам учебной дисциплины, —
для создания индивидуальных тестовых мини-уроков; —
для создания интерактивных домашних заданий и тренажеров для самостоятельной
работы студентов. 3.Учебно-методический аспект. Информационные технологии могут быть
использованы в качестве учебно-методического сопровождения образовательного
процесса. Педагог может применять различные образовательные средства ИТ на всех
этапах учебного занятия 4.Организационный
аспект. ИТ могут быть использованы в различных вариантах организации обучения. 5.
Контрольно-оценочный аспект. Компьютерные тесты и тестовые задания могут
применяться для осуществления различных видов контроля и оценки знаний.
Средства ИТ, используемые в системе образования. Основными средствами информатизации образования являются аппаратное обеспечение, программное обеспечение и содержательное наполнение. К
аппаратным средствам относятся: 1. Компьютер 2.
Принтер 3. Проектор 4.
Телекоммуникационный блок или сетевое оборудование 5.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами
– клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения), а
также устройства рукописного ввода. Особую роль соответствующие устройства
играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. 6.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер,
фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) – дают возможность
непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего
мира. 7. Устройства регистрации данных (датчики с
интерфейсами) – существенно расширяют класс физических, химических, биологических,
экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного
времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных. 8. Управляемые компьютером устройства 9.
Внутриклассная и внутришкольная сети – позволяют более эффективно использовать
имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы,
обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети. 10.
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для
воспитательной работы и массовых мероприятий. 11.
Периферийное оборудование. Выводы Использование ИКТ в образовательном
процессе обязательно приводит к положительным результатам обучения. Современный педагог должен в полной мере использовать те
возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии,
чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. Литература 1. Бордовская Н.В. Современные
образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Бордовской
Н.В. ‒ М.: КНОРУС, 2016. – 432 с. 2. Красильникова В.А. Использование
информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие /
В.А. Красильникова; Оренбургский гос. ун-т. – 2-е изд. перераб. и дополн. –
Оренбург: ОГУ, 2012. – 291 с. 3. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения:
Проблемы и перспективы. – М.: Знание, 1986. – 80 с.; |