Главное меню

Актуальные проблемы дистанционного обучения PDF Печать E-mail
Автор: Хайбрахманова Л.Н.,Запивахина М.Н.   
17.03.2023 10:26


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Хайбрахманова Л.Н., студентка

г.Бирск,ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ;

Запивахина М.Н.,канд. ф-м наук, доцент

г.Бирск,ФГБОУ ВО Бирский филиал УУНиТ.

 

Продолжающийся в настоящее время переход России к рыночной экономике, становление и выстраивание государственности, демократических основ в обществе за последние 30 лет не могли не отразиться на системе образования на всех ее уровнях. Образование как социальный институт, как институт социализации и развития личности и гражданина включает: идеи и цели, связанные с образованием в принципе; организации, осуществляющие образовательную деятельность; органы управления и координации данными процессами; людей, осуществляющих профессиональную деятельность в данных организациях [4].


Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в период перехода к рыночным отношениям была достаточно кризисной, существовал дефицит финансирования образования и именно тогда рассматривалась возможность внедрения и реализации дистанционного обучения (ДО).


Появление инновационных технологий положительно оказывается на педагогике. Это заключение можно сделать исходя из того, что начали активно разрабатываться новые формы, методы, функции и средства для обеспечения дистанционного обучения. Однако если понятие «педагогика» уже давно сформировалось, то понятие «дистанционная педагогика» в науке полноценно еще не сложилось.


Дистанционная педагогика – это наука о влиянии информационно-компьютерных технологий, интегрированных в образовательный процесс посредством дистанционного обучения, на возможность самостоятельного обучения, самообразования  и формирование для этого необходимых навыков [5].


Однако, наряду со всеми нововведениями, связанными с внедрением спектра компьютерных технологий, возникает и ряд сопутствующих проблем. Огромный поток накопленной в Интернет-ресурсах информации интегрированный в педагогику для дистанционного обучения не мог пройти бесследно [2].


  Оперативно и повсеместно перейти на ДО не получилось и не получается быстро. Перенос учебной дисциплины, учебного курса в дистанционное пространство требует труда нескольких специалистов, а не одного педагога. Материалы для занятий могут быть подготовлены педагогами недостаточно полно и фрагментарно, в отличии от очного обучения. Тем более данные аспекты пропорциональны количеству тех учебных предметов и дисциплин, которые закреплены за отдельно взятым педагогом.


С одной стороны, ДО дает возможность использовать различные информационные технологии и сервисы, с другой стороны, в настоящее время преподавателям и учителям просто было некогда успеть освоить новые информационные технологии, и это «усвоение» приходится реализовывать во время проведения самих занятий со школьниками и студентами. Важно отметить, что занятия дома в большей степени расслабляют, преподаватель не может осуществлять методический контроль, «эффект присутствия» не соблюдается. ДО требует адаптации к существующим образовательным технологиям всех участников образовательного процесс: те обучающиеся, которые лучше разбираются в интернет-технологиях и приложениях, более активно воспринимают учебный материал и, соответственно, их обучение более эффективно [1].


При ДО отсутствует возможность установления межличностного контакта между участниками образовательных отношений. Минимизация нормального визуального контакта, невозможность выстроить непосредственные социальные взаимодействия и недостаточная эмоциональная составляющая в таком общении обусловлены опосредованным характером средств информационных технологий.


ДО не дает возможности работы напрямую с группой. При отсутствии визуальной связи с обучающимися и возможности выстраивания межличностных контактов у педагога возникает трудность при выборе методик обучения и реализуемых педагогических технологий, осуществлении текущего контроля поведения и успеваемости обучающихся.


Для создания учебного курса педагогу нужно больше времени, чем при подготовке к очным занятиям. Так же имеет место недостаточная техническая подготовленность самих обучающихся при работе онлайн и при работе с электронными образовательными ресурсами в электронно-информационной образовательной среде.

Обучающиеся не всегда могут планомерно и эффективно организовать свое учебное время при подготовке к занятиям, при работе с литературой, прохождении курса в целом и т.п. Нередко присутствуют различные технические сложности: разрыв интернет-соединения, различные версии установленных программ и т.п.


На ДО уходит много времени как у педагогов, так и у обучающихся. Сопровождение учебного курса требует колоссальных временных затрат. По сути, у педагогов не остается времени на нормальное выполнение не только методической, но и научной работы.

Обучающиеся лишены постоянного, повседневного общения не только с педагогом, но и со своими сверстниками. Социализация, общение и воспитание личности проходят в школе, колледже, образовательной организации  высшего образования, а не на дистанционном обучении.


При постоянном ДО идет большая нагрузка на зрение. Если в школе или вузе есть возможность распределить занятия по разным аудиториям, есть возможность подвигаться, погулять, пообщаться со сверстниками, то ДО в домашних условиях, на этом фоне, вносит дополнительный пессимистический стресс-фактор ввиду отсутствия указанных учебно-социальных и бытовых аспектов.


Важно понимать, что применение только дистанционного обучения не сможет в полной мере обеспечить подготовку квалифицированных специалистов для существующего рынка труда. Эксперты и специалисты в сфере образования отмечают, что те обучающиеся, школьники и студенты, которые в современных условиях постоянно находятся на ДО, имеют высокие шансы войти в будущую профессию без достаточного запаса сформированных знаний, умений, навыков, компетенций и без достаточно прочной мотивации и готовности к дальнейшему самообучению и непрерывному профессиональному образованию. И рынок труда, можно полагать, при таком удаленном обучении будет менее качественным [3].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что в области дистанционной педагогики существует ряд актуальных проблем, которые необходимо решить для поднятия качества дистанционного образования.

Существенный вклад в решение данных проблем внесут нововведения и инновации в области дистанционной педагогики. Для этого необходимо проводить новые исследования в области применения информационных технологий в педагогике, изучать влияния информационных технологий на педагогику в целом, а также на преподавателей и учащихся.

 

 

Литература


1.                     Гриншкун В.В. Проблемы и пути эффективного использования технологий и информатизации в образовании / В.В. Гриншкун // Вестник Московского университета. – 2018. – № 20. – С. 34-47.

2.                     Дегтярева А.П. Стратегии и эффективность работы в системах дистанционного образования / А.П. Дегтярева, В.В. Загорский // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогического образование. – 2016. – № 1. – С. 67-74.

3.                     Кузнецова И.В. Цифровизация обучения: от микрокалькулятора к web-технологиям / И.В. Кузнецова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология.. – 2020. – № 2 (51). – С. 187-191.

4.                     Кумохин А.Г. Актуальные проблемы дистанционного обучения / А.Г. Кумохин, Р.И. Качаев // Образование. Наука. Научные кадры.. – 2020. – № 4. – С. 304-307.

5.                     Чигинцева А.А. Актуальные проблемы дистанционного обучения / А.А. Чигинцева, Е.А. Коняева // Вопросы студенческой науки. – 2018. – № 3 (19). – С. 10-13.



Обновлено 17.03.2023 10:28
 
Яндекс.Метрика