Цифровизация и цифровые технологии в образовании |
Автор: Глимнуров А.Ф. |
15.03.2023 22:21 |
ЦИФРОВИЗАЦИЯ И ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
ОБРАЗОВАНИИ Глимнуров А.Ф., г. Бирск, ФГБОУ ВО
Бирский филиал УУНиТ Аннотация: В данной статье представлена информация о
цифровизации и информатизации образовательного процесса. Разобраны этапы ее
становления, введены некоторые термины, а также представлены актуальные примеры
для наглядности. Ключевые слова: информационные технологии, образование,
цифровые технологии, самообразование. Информационные технологии всё сильнее внедряются во все сферы
нашей жизни. Уже трудно представить жизнь современного человека без гаджетов и
Интернета. Всемирная сеть предоставляет доступ ко всей информации, обеспечивает
связь и позволяет пользователю быстро и без усилий найти все необходимое.
Поэтому, вполне логично, что и образовательные организации требуют
цифровизации. Цифровизация образования представляет собой включение в
образовательную деятельность различных программ, приложений и других цифровых
ресурсов, для дополнения и расширения традиционного формата образования[1]. Цифровые технологии предоставляют новые возможности для
получения образования: · расширяются
источники информации; · информация
становится доступнее; · появляется
возможность подобрать удобный для каждого формат; · повышается
эффективность образования; · появляется
возможность вернуться к изученному материалу; · удобные
способы отслеживания прогресса; · повышается
возможность контроля самостоятельной работы учащегося; · структурируется
материал для его удобного усвоения. Таким образом, цифровизация открывает возможности получения образования дистанционно вне зависимости от места нахождения. Это позволяет людям, которые не могут по каким-либо причинам обучаться непосредственно в учебном заведении пройти курсы дистанционно и получить необходимое образование, чтобы реализовать себя в жизни. Доступность цифровых ресурсов позволяет предполагать, что информационные технологии должны помогать решать большинство проблем, волнующих общество на данном этапе развития. Важно знать и понимать роль цифровых технологий в современном образовании, а также отразить это в современных исследованиях в области методологии и дидактики образования.Разберем этапы информатизации в сфере образования за последние годы. Один из первых этапов информатизации образования был связан с введением ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012-2013) [7]. Он характеризуется укрупнением решаемых задач с помощью информационных технологий, их широким внедрением в традиционный учебный процесс, развитием дистанционных технологий и средств электронного обучения, созданием в большинстве образовательных учреждений информационно-образовательной среды, реализующих ряд задачпо организации и сопровождению учебного процесса. Следующим этапом был переход на новый федеральный стандарт обучения (ФГОС ВО 3+ для высшей школы) и введением новых порядков организации образовательной деятельности, обязывающий образовательные учреждения создавать информационно-образовательные среды и ресурсы, иметь сайт организации и отражать на его страницах информацию по образовательным программам и учебным процессам. Иными словами, любая образовательная организация должна иметь свою страницу с основными данными и новостями. На данный момент федеральным стандартом образования является ФГОС ВО 3++, который предъявляет требования, чтобы у каждыйобучающийся в течение всего периода обучения был обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", как на территории организации, так и вне ее. Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать: доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), программам практик, электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах дисциплин (модулей), программах практик; формирование электронного портфолио обучающегося[7]. Так, национальный проект «Цифровая образовательная среда», направленный на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, и обеспечения реализации цифровой трансформации системы образования направлен именно на популяризацию цифровизации в сфере образования. В рамках данного проекта ведутся работы по оснащению организаций современным оборудованием и развитию цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности. Всё это способствует более качественному и эффективному внедрению информационных технологий в процесс образования. Более того, цифровые технологии позволяют перевести обучение в дистанционный формат в случае карантина или пандемии, как это произошло в 2020 году. Переход на такой формат обучения стал значимым шагом в системе обучения и преподавания всех образовательных организаций. Таким образом, учащиеся смогли продолжить обучение, не нарушая карантинных мер, а также сохранить его качество. Еще один этап информатизации – создание электронных журналов. Электронные журналы, внедренные в школы, представляют собой большую базу данных, в которой хранится общая информация об учениках, об оценках, посещениях, домашних заданиях учеников. Классные руководители могут организовывать питание школьников, а родители следить за балансом своих детей. Электронный журнал полностью сместил бумажные варианты, так как большинство школ уже отказались от таких вариантов и полностью перешли на цифровую отчетность. Благодаря этому становится легче отслеживать успеваемостькак отдельно взятых учащихся, так и целиком класса, школы. Родители могут просматривать оценки своих детей в режиме онлайн и всегда видеть актуальную информацию о своем ребенке. В условиях внедрения цифровых технологий в образовательный процесс одним из главных качеств учащихся является умение самостоятельно скоординировать свой учебный процесс и сохранять внутреннюю мотивацию на протяжении всего периода обучения. Работа с информационными средами выводит на новый уровень самообразовательные навыки и умения учащихся. Цифровые технологии упрощают возможность индивидуализировать учебный процесс и тем самым помочь личности эффективнее удовлетворить ее образовательные потребности. Подводя итоги, можно заявить о важности информатизации в
сфере образования, так как благодаря этому упрощается работа всех участников
образовательных организаций: учащихся, студентов, преподавательского состава,
руководителей и родителей. Литература 1.
Глоссарий цифровой экономики:
[Электронный ресурс]. URL: https://digital.msu.ru/glossary/#. (Дата обращения:
12.03.2023). 2.
Лисова, Е.А. Применение цифровых
технологий при подготовке бакалавров / Е. А. Лисова // Школа университетской
науки: парадигма развития. — 2020. — № 1. — С. 123-125. — ISSN
2219-9721. — Текст : электронный // Лань :
электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/324617
(дата обращения: 12.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 3.
Минпросвещения России: [Электронный
ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (Дата
обращения: 12.03.2023). 4.
Стрекалова, Н.Б. РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ
ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ / Н. Б. Стрекалова // Вестник Самарского
университета. История, педагогика, филология. — 2019. — № 2. — С. 84-88. — ISSN
2542-0445. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная
система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/312391 (дата обращения:
12.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей. 5.
Устинова, Е.С. Цифровые технологии в
образовательном пространстве / Е. С. Устинова // Школа университетской науки:
парадигма развития. — 2020. — № 1. — С. 135-136. — ISSN 2219-9721. —
Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://e.lanbook.com/journal/issue/324617 (дата обращения: 12.03.2023). —
Режим доступа: для авториз. пользователей. 6.
ФГОС ВО (3++) по направлениям
бакалавриата: [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24. (Дата
обращения: 14.03.2023). 7.
Федеральный закон "Об образовании в
Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ |