Развивающие задачи в школьном курсе информатики |
Автор: Анкудинова А. Н., Гилёва О.В. |
02.05.2022 10:29 |
Анкудинова А. Н., студентка 4 курс Гилёва О.В., ст.препод. кафедры ВМиФ г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ
Процесс информатизации общества на современном этапе ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку школьников таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности. Для того чтобы осуществить такую подготовку, нужно создать наиболее благоприятные условия для развития способности ученика самостоятельно творчески решать задачи. Сущность развивающих задач заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление детей. Термин «развивающая задача» многие подменяют разными синонимами, кто-то называет её учебной задачей, другие — проблемной. Что же такое «развивающая задача»? Развитие — это процесс изменения, перехода от старого к новому, более совершенному; от простого к сложному; от низшего к высшему. Развитие может считаться таковым, только если познан алгоритм совершенствования, который является не только следствием развития, но и его фактором. Задача — это есть цель, данная в определённых условиях. Современному учителю информатики необходимо не только правильно выставлять цель перед учениками, но и грамотно, можно даже сказать искусно, создавать условия для достижения учащимися поставленной цели, для возникновения непреодолимого желания двигаться к этой цели. Развивающая задача — это цель, данная в определенных условиях, которые не имеют предела. Современное информационное общество предъявляет новые требования к результатам образования школьников, и, не в последнюю очередь, это относится к школьной информатике. Для эффективного обучения учителю полезно иметь в своем распоряжении сбалансированную систему задач. Для этого необходимо конструирование наборов задач, разнообразных и по сложности, и по используемым методам решения. Развивающие задачи – это новые незнакомые проблемные задачи. При современном обучении стало необходимым разнообразить методы обучения, активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Развивающие задачи - отличный инструмент для такого развития, они дают возможность включить в активную работу всех учащихся, развить самостоятельность, познавательный интерес, формируют математический стиль мышления, развивают способности детей. К развивающим задачам, или задачам с развивающими функциями относятся: задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации; задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету. Развивающие задачи, по мнению Е.В. Смыкаловой - это задачи, содержание которых может отходить от основного курса с посильным осложнением некоторых из изученных ранее вопросов школьной программы. При решении этих задач ученику недостаточно применять изученные теоретические сведения или уже известные методы решения задач, а необходимо проявить выдумку, сообразительность. Наибольшую пользу эти задачи приносят тогда, когда они решаются без предварительной подготовки и достаточно разнообразны по содержанию и способам решения. При решении таких задач учащиеся будут получать не только знания, но и развитие, что непременно отразится на усвоении ими всего курса математики и информатики. Развивающие задачи, актуальны и перспективны. С целью решения научно-практических задач развивающего обучения создана ассоциация «Развивающее обучение», которая объединяет ученых, педагогов, психологов России, Казахстана и других стран. Можно полагать, что достижения отечественной педагогики и психологии создания принципиально новой системы развивающего обучения будут способствовать становлению национальных систем образования, отвечающих реалиям XXI века.
Литература 1. Боталова, О. С. Понятие развивающей задачи / О. С. Боталова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 4 (51). — С. 110-114. 2. Софронова Н. В., Бельчусов А. А. Теория и методика обучения информатике. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. 402 с. 3. Ясенева, Г. Г. Развитие интеллектуальной сферы учащихся на уроках информатики / Г. Г. Ясенева. //Информатика и образование. 2006, № 2.
|