ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОГО СЧЕТА ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ
Латыпова А.И.
Чудинов В.В., канд. пед. наук, доцент
г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ
Математика -
одна изпервостепенных наукв мире, с которым люди сталкиваются каждый день в
обыденное время.Поэтому преподавателюнужно развивать у обучающихся интерес к математике.
Воспитать познавательный интерескэтой науке может быть с использованием разных типов
устного счета и упражненийс помощьюиспользования интерактивных методов.
Устный счет -
это неотъемлемая часть в целостностизанятия по математике. С его помощью
учителю, прежде всего, необходимо переключить школьника с одной деятельности на
другую, далее, подготовить учеников к изучению новой темы, затем, в устный счет
можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала.
Благодаря этому возможно выделить одну из главных задач обучения учеников
математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых
является сознательное и прочное усвоение навыковписьменных и устных вычислений.
Задания в устных расчетах
необходимо использовать на протяжении всего урока. Это можно сделать совмещая с
закреплением изученного материала, проверкой домашних заданий, рекомендовать
при опросе с использованием ИКТ. С использованием учебников, специальных
электронных сборников легко можно найти подходящий материал. Устные заданиявынуждены
соответствовать теме и цели урока, которые могут помочь в усвоение изученного
или пройденного материала.
Устный счет нежелательно
начинать с трудных вычислений, а наоборот, необходимо начать с легкой
«умственной гимнастикой». По причине сложных упражнений в начале урока,
обучающиеся могут обнаружить свое собственное изнеможенье, растеряются, и в
дальнейшем останутся без инициативы. При подборе заданий подобаетпринимать во
внимание, что подготовительные упражнения и первые задания для закрепления, полагает
формироваться легче и проще. Формулировказаданий должна легко восприниматься на
слух. Из-за этого они вынуждены быть глубокими для понимания и четкими,
сформулированы нетягостно и просто, не допускать всевозможных трактовок., Необходимо
прибегать к записям или рисункам на доске, либо интерактивным доскам,
еслиупражнения всё-таки трудны для усвоения на слух.
Устные задания позволяют
обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно
поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.
Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в
совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка.
Сформулируем
следующие рекомендации:
1. Устные
задания - необходимая часть любого занятия математики .
2. Устные
упражнения можно проводить как в начале, так и в середине или в конце, в зависимости
от плана устных упражнений на занятии.
3. Устные
заданиянеобходимо тесно связать с темой и основной обучающей задачей занятия.
4. Длительность
этого этапа урока рекомендуется рассчитывать на 10—12 мин, чтобы получить от
учащихся масштабного умственногопотенциала.
5. Рационально
придавать занимательный характер устным заданиям, больше оттачивать
дидактические игры. В связи с этим поддерживается инициатива и
мотивацияшкольников к устному счету.
С помощью устных
упражнений преподавателю проще работать с отстающими учащимися (осуществляется
индивидуальный подход) – в игровой среде дети не боятся отвечать, даже если не
знают верного ответа.Важная черта устного счета в математике – это активация
мыслительной деятельности; при его использовании развивается быстрота реакции,
память, сосредоточенность, речь, внимательность.
Роль и значение устного
счёта громадно в формировании вычислительных навыков, в развитии
познавательного интереса ,в совершенствовании знаний по нумерации, личностных
качеств ребёнка и логического мышления.
Литература
1. Ксензова Г.Ю.
Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. –М: Педагогическое
общество России, 2005. –128с.
2. Никишина И.В.
Инновационные педагогические технологии и организация учебно –воспитательного
процессов в школе. –Волгоград:
издательство «Учитель», 2007. –91с.
3. Формирование учебной
деятельности школьников. / Под.ред. ДавыдоваВ.В., Ломпшера Й., Марковой А.К.
М.: Просвещение, 1982.
|