Главное меню

Развитие финансовой грамотности в эпоху цифровизации PDF Печать E-mail
Автор: Егорова А. А.,Камалова Д. И.,Мухаметшина Г. С.   
29.04.2022 08:48

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Егорова А. А., студентка

Камалова Д. И., студентка

 Мухаметшина Г. С., к.э.н., доцент

г. Бирск, ФГБОУ Бирский филиал БашГУ.

 

Принятая в июле 2017 года Правительством РФ программа «Цифровая экономика»[4] заложила вектор нового технологического уклада и модели развития бизнеса, государства и общества. В настоящее время трендом развития российского бизнеса стала диджитализация, или переход на цифровые технологии. С точки зрения бизнеса диджитализация означает постепенный переход продукта, сервиса, марки или сектора деятельности в интернет-пространство, принимая во внимание особенности развития новых технологий информации и коммуникации, а также нового понимания правил потребления. С организационной точки зрения социальная диджитализация соответствует изменению процесса и организации работы в связи с интеграцией новых информационных технологий. С пользовательской точки зрения диджитализацию можно определить как настоящий бум жизни онлайн и появление понятия мультиэкранности (Smart-TV, компьютеры, планшеты, смартфоны и т. д.). Цифровые технологии сокращают время коммуникаций и ускоряют все бизнес-процессы, поэтому особое внимание уделяется развитию человеческого капитала. Для специалиста необходимо обладать компетенциями в области новых технологий, обладать экспертизой в своей сфере, быстро обучаться и внедрять новые решения. Не менее важным станет и навык удаленной работы. Все большее число компаний успешно работает с удаленными командами, и эта тенденция считаем только усилится.


Путь цифровой трансформации требует усилий и от государства, и от бизнеса и от общества. Это не просто автоматизация, а изменения в бизнес-модели и стратегии. Поэтому сейчас важно развивать электронные сервисы в государственном секторе, внедрять цифровые технологии на уровне отдельно взятой компании и повышать уровень грамотности современного гражданина. Развивать направления Интернет вещей и Big Data, поддерживать ИТ-решения с высоким экспортным потенциалом. Важно не только выработать стратегию, но расставить приоритеты и контролировать контрольные показатели. Успех развития цифровой экономики зависит от того, насколько слаженно и государственный, корпоративный и общественный сектор будут двигаться в сторону цифрового будущего.


Главным условием цифровизации и, одновременно с этим, фактором, сдерживающим его динамику, является уровень образования населения в данной области. Считаем, он недостаточный, и требует коллаборации бизнеса и государства в вопросе формирования новых профессиональных компетенций, направленных на последовательное внедрение «цифры» во все сферы жизни.


Изменения, происходящие под воздействием цифровых технологий, могут серьезно трансформировать сложившийся подход к образованию. Современный учебный процесс становится более мобильным и персонифицированным, а требования к формам и срокам получения информации требуют его цифровизации. Образовательные программы высших учебных заведений должны стать клиентоориентированными и опираться на запросы цифрового общества. Важно внедрять новые курсы, дисциплины и открывать новые профили подготовки. Данные образовательные программы позволят получать самые инновационные и конкурентоспособные знания как для вчерашних школьников, завтрашних новаторов на предприятиях, так и для профессионалов своего дела, которые будут проходить программы переподготовки. Это и развитие цифровых финансовых услуг в целях повышения финансовой доступности и проблемы безопасности использования банковских карт, текущее состояние и тренды в развитии мобильного банкинга в России, обсуждение современных аспектов развития цифровой экономики, просто повышение финансовой грамотности и многое другое».


Сейчас активно проводятся занятия для школьников, пенсионеров, родителей и воспитателей дошкольного образования в рамках финансовой и бюджетной грамотности, а также курсы повышения квалификации для учителей и сотрудников многих предприятий. Развиваются различные программы дополнительного образования и переподготовки кадров по данным направлениям; однако недостаточно внимания уделяется внедрению учебных курсов и дисциплин для самого младшего контингента обучающихся – от школьников до студентов вузов неэкономической направленности. А ведь формирование экономической культуры как неотъемлемого элемента мировоззрения образованного и компетентного индивида должно начинаться в младшем школьном возрасте. На наш взгляд, наиболее эффективным шагом будет введение дисциплины «Основы предпринимательства и финансовой грамотности» в качестве обязательного предмета в школах. Что касается высших учебных заведений неэкономической направленности, то введение в них указанной дисциплины будет способствовать в дальнейшем росту числа потенциальных предпринимателей, обладающих как набором компетенций в рамках избранной специальности, так и совокупностью знаний для открытия собственного бизнеса.


Широкомасштабное внедрение информационных технологий приводит к изменению характера денежных отношений, в которые постоянно вступают люди. Все больше покупок оплачивается без использования наличных денег, расширяется использование дистанционного банковского обслуживания, появляются новые финансовые продукты, новые финансово-кредитные институты и даже новые формы денег, такие, как криптовалюты. Например, если говорить о развитии национальной платежной системы, то следует сказать о внедрении на всей территории Российской Федерации национального платежного инструмента – карты «Мир», а также о новом сайте Банка России по финансовой грамотности fincult.info. И вероятность возникновения мошенничества растет и тем самым увеличиваются риски потерь простого гражданина.


Для того чтобы избежать риски и минимизировать свои потери, необходимо развивать свои знания в этой области и всегда действовать рассудительно. Стоит отметить, что низкий уровень таких знаний приводит к отрицательным последствиям не только для потребителей финансовых услуг, но и для государства, частного сектора и общества в целом. Поэтому борьба с необразованностью в данной сфере важна как для конкретного человека, так и для государства в целом. Для Российской Федерации повышение финансовой грамотности стало одной из основных задач. Формирование финансовой культуры населения вошло в разряд стратегических приоритетов многих государств. Данным вопросам уделяется огромное значение, поскольку это неразрывно связано с проблемой защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг [1, с. 26–31].


Происходящие изменения в современном мире затрагивают не только финансовую среду, а практически все сферы жизнедеятельности. Цифровая экономика проникает во все сферы социально-экономического развития страны. Сегодня без технологий цифровой экономики трудно представить себе нашу жизнь. В том числе предпринимательство.


Важен комплексный подход к подготовке молодого человека новой формации, умеющего жить в современных социально-экономических условиях: компетентного, мобильного, с высокой финансовой культурой и культурой делового общения, готового к принятию грамотных финансовых решений, умеющего эффективно взаимодействовать с финансовыми институтами и деловыми партнерами [2, с. 236–239]. XXI в. ознаменован рядом важнейших открытий и экспериментов, существенно расширивших возможности человеческого разума в процессе познания и создания абсолютно новых технологий [3, с. 27]. И основная компетенция, которую необходимо развивать, это способность к постоянному обучению, готовность постоянно осваивать новые знания по новым появляющимся технологиям. Это ключевой фактор для успешного профессионального роста в современном цифровом мире. Масштаб и многоаспектность направлений развития цифровой экономики требуют системного подхода и осмысления.


Литература

1.  Устинова Н.Г. Новые информационные технологии – новые возможности для развития современного общества // Наука и общество. – 2014. – №4 (19). – С. 27.

2.  Ромашкин Т.В. Тенденции развития финансовой грамотности в российских условиях (на примере Саратовской области) // В мире науки и инноваций: Сборник статей по материалам VIII Межд. науч.-практ. конф. (25 декабря 2016 г., г. Пермь) Ч. 4. – Пермь: Аэтерна, 2016. – С. 26–31.

3.  Ромашкин Т.В. Обоснование необходимости введения дисциплины «Основы предпринимательства и финансовой грамотности» в качестве обязательной для обучающихся в школах, сузах и вузов неэкономической направленности // Роль инноваций в трансформации современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – Ч. 1. – Уфа: Аэтерна, 2016. С. 236–239.

4.   [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.static.government.ru/media/files


Обновлено 29.04.2022 08:56
 
Яндекс.Метрика