О некоторых проблемах, плюсах и особенностях применения дистанционных курсов при очном обучении |
Автор: Мальцев Д.В. |
16.04.2022 14:54 |
О
НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ, ПЛЮСАХ И ОСОБЕННОСТЯХ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ КУРСОВ ПРИ
ОЧНОМ ОБУЧЕНИИ Мальцев
Д.В., канд. хим. наук, доцент г.
Бирск, ФГБОУ ВПО Бирский филиал БашГУ Дистанционные курсы обучения являются самостоятельной формой обучения. В период вынужденного перехода на такую форму работы (2020-22 годы) преподаватели столкнулись со многими особенностями технического и организационного характера использования данных технологий. После снятия ограничений и выхода на полноценное очное обучение многие преподаватели в Бирском филиале Башкирского государственного университета не забросили свои дистанционные курсы и продолжили вести их актуальное наполнение. В связи с этим обнаружились некоторые проблемы и особенности такого совмещения. В вузе используется система на основе Moodle, с дополнительными расширениями и плагинами. Основной проблемой естественно является проблема выделения преподавателями времени на заполнение и сопровождения дистанционного курса. Она связана не только с непосредственным размещением информационного содержимого на сайте на страницах курса, что тоже требует времени, но и в основном подготовки материалов в нужном для дистанционного курса формате. В частности, требования для презентаций при очном обучении [1] и при дистанционном [2] существенно различаются. При непосредственном рассказе новой темы преподавателем перед учащимися слайды служат опорой, иллюстрацией. Все пояснения даются лектором. Если такую презентацию разместить в дистанционном курсе, то она сильно теряет эффективность. Нет пояснения. Полностью переделывать презентацию, переформатировать каждый слайд, превращая её фактически в учебное пособие, слишком трудозатратно. Автор предлагает [2] добавить дополнительные слайды с текстом пояснения после основного слайда. Например, после кода программы, следует слайд с пояснением. Оформить его желательно в другой цветовой гамме, в отличие от основных иллюстративных слайдов. Именно в таком виде презентацию можно использовать и на очной лекции, просто быстро пролистывая слайд с пояснением. Так, можно в некоторой мере сократить время на разработку и избежать путаницы версий презентаций для очного и дистанционного обучения. Интересной особенностью является использование дистанционного курса учащимися как хранилища файлов, сделанных ими лабораторных. Студенты выполняют работу на занятии или дома и прикрепляют её в дистанционном курсе. Так было при дистанционном обучении. Эта возможность была оставлена для сдачи работ при невозможном временном посещении вуза некоторыми студентами по различным причинам. И хотя при дневном обучении такой потребности для всех остальных нет - сдавать работу нужно лично преподавателю - но студенты прикрепляют её в курс и затем на занятиях скачивают и сдают. То есть, они используют дистанционную систему как облачное хранилище и как средство самоорганизации. Теперь нет нужды вспоминать за каким они компьютером сидели в прошлый раз или где их флешка. Кроме того, студенты в дистанционном курсе могут видеть сколько и какие работы сданы, а какие еще нет. То есть, отслеживать свой прогресс. Но в этом случае преподавателю нужно отмечать сданные работы не только в своем блокноте, но и в системе. Конечно, получается двойная работа. Но, как показывает практика, для некоторых учащихся это очень важно. Они даже просят отметить их работы в системе как сданные, хотя все отмечено в бумажной книжке преподавателя. Как средство для самоорганизации можно использовать курс дистанционного обучения и преподавателями. Если курс разработан заранее, то преподаватель открывает материалы на видимость студентами по мере прохождения курса. Получается, по сути тоже книжка преподавателя. Если предметов, которые ведет преподаватель и групп учащихся достаточно много, то это оправдывается. Но возникает снова новая проблема – создание курса для каждой группы. Содержание предмета может отличаться у разных направлений подготовки. Просто скопировать не получиться. Нужно создавать новый курс. Но это вопрос больше к функциональным возможностям систем управления обучением и заслуживает отдельного разговора. Таким
образом, курсы дистанционного обучения вполне сочетаются с очным обучением.
Размещение материала и лабораторных работ на сайте дистанционного обучения
позволяет в некоторой степени способствовать самоорганизации как студентов, так
и преподавателей. Это несомненно плюс. Но параллельное ведение по сути двух
форм обучения требует дополнительных временных затрат от преподавателя. По
этому, о целесообразности такой работы каждый преподаватель конечно должен решать
сам. Литература 1)
Мальцев Д.В. 10 требований к мультимедиа презентациям // IV Всероссийская (с международным
участием) научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные
технологии в образовании и науке» (15-18 апреля 2015 г.). URL: http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/44-4-/153-10-
(дата обращения: 16.04.2022). 2)
Мальцев Д.В. О правилах составления презентаций для дистанционного обучения // X международная
научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в
образовании и науке» (26-30 апреля 2021 г.). URL: http://birskin.ru/index.php/2012-03-27-12-36-17/50-10-/555-2021-04-26-05-45-56
(дата обращения: 16.04.2022). |
Обновлено 17.03.2023 10:14 |