ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ |
Автор: Хабибуллина А. Р., Гилёва О. В. |
29.04.2021 05:00 |
ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКЕ Хабибуллина А.
Р., Гилёва О. В., ст.преподаватель г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ Еще в 1985 году
школьный курс информатики был направлен на обеспечение компьютерной грамотности
школьников и подготовку их к практической деятельности в информационном
обществе. В современное время цели и задачи школьного курса информатики стали куда
шире, они включают в себя следующие направления: ·
формирование научного мировоззрения; ·
развитие мышления; ·
развитие индивидуальных склонностей,
интересов школьников; ·
подготовка к будущей профессиональной
деятельности. Современные средства
обучения дают возможность педагогу построить урок таким образом, чтобы
обеспечить действенное формирование у обучающихся личностных, метапредметных и
предметных образовательных результатов, повысить мотивацию обучающихся к
учебной деятельности через включение их в поисковую и исследовательскую
деятельность. Вместе с тем очень важно построить уроки более увлекательными, минимизировать
стресс и усталость учащихся, a также поддерживать их внимание и интерес на
протяжении всего урока. Этот результат возможен за счет использования
деятельностных методов и приемов обучения (учебная дискуссия, диалог, открытые
вопросы, игровые технологии и др.). [1] По данным психолога Л.
C. Выготского существует множество различных трактовок игры. Он же сам отмечал,
что «В школьном возрасте игра не умирает, a проникает в отношение к
действительности, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и
труде». [2] Одним из методов
активного обучения являются деловые игры. В педагогике деловая
игра есть метод имитаций ситуаций, моделирующих профессиональную или иную
деятельность путём игры, в которой участвуют различные субъекты, наделённые
различной информацией, ролевыми функциями и действующие по заданным правилам. [3] Деловые игры выполняют вполне
достаточно функций на уроках информатики. Так, деловые игры используются для
решений следующих задач: ·
формирование и развитие учебной
деятельности; ·
управление мотивационными процессами; ·
оценка результатов обучения; ·
развитие элементов культуры; ·
формирование и сближение команды При проведении деловых
игр обучающиеся входят в роль, например, менеджера, банкира, бухгалтера и т.д.,
что делает более реальным обучение к действительности, запрашивая от школьников
сотрудничества, творчества и предприимчивости. Решая заложенные в ситуацию
проблемы, игроки приобретают предметные знания. Необходимо ли это в
школе? Школьные деловые игры важны в полном объеме, т.к. главная задача школы -
это не просто обучение, получение и накопление знаний, a приобретение умения и наиболее
успешно использовать все накопленное: и знания, и черты характера, и личные
качества. Этот метод уже успел проявить себя в обучении как наиболее
эффективный из всех других методов. Деловые игры делятся на
исследовательские, управленческие, проблемные, учебные и аттестационные.
Занятия чаще всего сводятся к использованию учебных деловых игр. Их
отличительными чертами являются: моделирование ситуаций, близких к реальной действительности;
поэтапное развитие игры, в результате которого выполнение предыдущего этапа
влияет на ход следующего; присутствие конфликтных ситуаций. Также обязательная
совместная деятельность участников игры, выполнение сценарных ролей;
использование описания объекта моделирования; контроль игрового времени;
элементы соревнований; правила, системы оценки прогресса и результаты игры. [4] Деловые игры требуют
специальной подготовки, определенных затрат времени со стороны руководителя
(учителя). Процедура проведения
деловой игры включает три этапа: 1. Подготовительный.
Подбираются проблемный и игровой материал, участники группы обсуждают цели и
задачи игры. 2. Игровой. Участники
раскрывают стратегию решения задачи, реализуют игровые действия и игровые
задания в соответствии со сценарием. 3. Заключительный. Процесс
подведения итогов игры. Возможный вариант
структуры деловой игры на уроке информатики: овладение реальной ситуацией;
построение ее имитационной модели; организация задач команды, уточнение их роли
в игре; создание проблемной ситуации; нахождение необходимого для решения
проблемы теоретического материала; решение самой проблемы; дискуссия и проверка
результатов; исправление ошибок; реализация решения; анализ результатов работы;
оценка результатов работы. Нельзя не отметить, что
широкое распространение попыток использования деловых игр имеет свои как
положительные, так и отрицательные стороны и также, в свою очередь, сторонников
и противников. Позитивная признает возможность деловых игр как инструмента
формирования личности специалиста и активизации учебного процесса. Негативная
же связана с отсутствием ясного понимания сущности деловой игры, прежде всего,
как педагогического явления, главным в котором является не внешняя форма, a совокупность
психолого-педагогических факторов, действующих через нее и благодаря ей. Деловые игры служат
развитию личности и также ее формированию. Они развивают инициативу и
самостоятельность в принятии решений. Их строение отражает логику практической
деятельности, и поэтому они являются эффективными средствами усвоения знаний,
формирования умений и способа подготовки к профессиональному общению. Литература 1. Атаманова
Р. И., Толстой Л. Н. Деловая игра: сущность, методика конструирования и
проведения: Учеб. пособие. М.: Высш. шк., 2004. 2. Выготский
Л.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1999 3. Общая
психология. Учебно-методическое пособие под общ. ред. M. В. Гамезо. - М.:
Ось-89, 2008 - 352с. 4. Психология. Словарь Под общ. ред. А.В. Петровского,
М.Г. Ярошевского.-- 2-е изд., испр. и доп.-- М.: Политиздат, 1990. |
Обновлено 23.06.2021 12:33 |