ОЦЕНКА ЗАВИСИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПО БАЗОВОЙ МАТЕМАТИКЕ ОТ ЖИЗНЕННЫХ ФАКТОРОВ |
Автор: Недопёкин А. Е., Богатырева Л.С., Богданова А.А., Григорьева А.Н., Калинина Д.С., Мокеева М.А. |
26.04.2021 11:02 |
ОЦЕНКА
ЗАВИСИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПО БАЗОВОЙ МАТЕМАТИКЕ ОТ
ЖИЗНЕННЫХ ФАКТОРОВ Недопёкин
А. Е., Богатырева Л.С., Богданова А.А., Григорьева А.Н., Калинина Д.С., Мокеева М.А., г. Йошкар-Ола, ФГБОУ ВО Марийский государственный университет Введение В настоящее время популярной проблемой качественной подготовки будущих специалистов является уровень успеваемости студентов. Это связано с повышением требований к специалистам со стороны общества и обусловлено высоким темпом развития технологий, большим потоком научно-профессиональной информации. В связи с этим необходимо принять соответствующие меры и создать условия для повышения учебной эффективности обучающихся. Успеваемость во время обучения в университете включает в себя овладение знаниями, умениями, профессиональными навыками, формирование социальной компетентности. Для повышения процесса обучения в вузе в настоящее время требуется выявить факторы, оказывающие влияние на успеваемость студентов, реализацию учебно-методических мероприятий для улучшения организации учебного процесса, управления учебной деятельностью студентов, использование разных методов, технологий и стилей обучения с учетом интеллекта и мотивации к овладению будущей профессией. Следовательно, проблема эффективности успеваемости студентов университетов в настоящее время актуальна и нуждается в дальнейшем анализе факторов, направленных на повышение ее результативности. В связи с этим одним из путей повышения качества образовательного процесса служит научное исследование вопросов успеваемости обучающихся. Любое общество и его структура, в том числе и студенческая среда, являются неоднородными: есть как аутсайдеры, так и лидеры. Успеваемость студентов вуза характеризует успешность организации учебного процесса в учебном учреждении и определяет уровень компетенций обучающихся. Возникает вопрос: какие факторы определяют успеваемость студентов? Ответить на него можно с помощью анкеты или теста. В настоящее время педагогические тесты становятся одной из основных форм контроля знаний студентов ВУЗов. Они позволяют получить объективную информацию о степени владения студентом учебного материала и соотнести эти данные с задачами обучения с целью своевременной коррекции процесса обучения. Перед тем как заняться исследованием был проведен анализ и выяснилось, что подобное уже было проведено. Например, [1] в котором было проведено сравнение успеваемости студентов нескольких направлений. Также исследование [2], в котором рассматривалась успеваемость среди студентов медицинского факультета, в качестве исследуемых факторов выступали: пол, место проживания до поступления в вуз, семейное положение, место проживания, форма обучения в вузе, трудовая занятость во время учебы, участие в работе научных студенческих кружков. При подробном рассмотрении было выяснено, что не все факторы, влияющие на успеваемость студентов университета были рассмотрены. Поэтому было решено добавить некоторое количество социальных факторов и выяснить, что же всё-таки влияет на усвоение материала по базовой математике студентами физико-математического факультета. Цель исследования: апробировать на практике технологию тестирования, выявить влияние социальных факторов на качество и уровень сформированности знаний и умений по базовой математике студентов ФМФ МарГУ. Основная часть Для выполнения поставленных целей были подготовлены вопросы для добровольного анонимного тестирования студентов. В начале тестирования, для выявления возможных факторов, влияющих на получение знаний по базовой математике студентами, были помещены следующие вопросы: пол студента, курс, получает ли стипендию, проживает в общежитие или нет, и работает ли студент. А для получения данных об уровне знаний по базовой математике было составлено по четыре теоретических и по четыре практических задания на темы: «Производная», «интеграл», «аналитическая геометрия», «линейная алгебра», «пределы функций». Далее, для того чтобы получить данные для
дальнейшего исследования, на анонимное тестирование были приглашены студенты с
1 по 4 курс физико-математического факультета следующих направлений: физика,
математика, прикладная математика, информационные системы и технологии,
математическое обеспечение и материаловедение. Возраст тестируемых был 18-22
лет. Для чистоты эксперимента было решено проводить тестирование в учебных
компьютерных аудиториях Марийского государственного университета. После
успешного прохождения теста студентами, мы занялись обработкой результатов и
получили следующие данные по 63 студентам. Среди опрошенных физико-математического факультета 54% мужского пола и 46% женского. Тестируемых первого курса - 9,5%, второго – 23,8%, третьего - 33,3%, четвертого - 33,3%. Тех, кто получает стипендию – 57,1% и 42,9% - не получают. Процент работающих студентов составил 17,5, а неработающих – 82,5. Далее с помощью приложения для математических вычислений Mathcad был проведен анализ результатов с помощью метода кластеризации. Было установлено, что на общий балл из всех факторов влияет только пол (в среднем успеваемость девушек статистически значимо лучше, чем юношей). По теоретическим вопросам влияют два фактора: пол (в среднем успеваемость девушек статистически значимо лучше, чем юношей) и трудоустройство (в среднем успеваемость работающего студента лучше, чем у неработающего). А по практическим вопросам влияет только пол (в среднем успеваемость девушек статистически значимо лучше, чем юношей). Также анализ результатов был проведен с помощью метода регрессии. Использовалась регрессионная модель третьего порядка для предсказания общей оценки, оценки по теории и оценки по практике. Для общей оценки индекс корреляции составил 0,86, среднеквадратическая ошибка 12%. По теоретическим вопросам соответственно 0,78 и 15%, а по практическим 0,88 и 13%. Заключение В заключение можно сказать, что поставленная цель выполнена и исследование было проведено успешно, так как стало понятно, какие же факторы влияют на усвоение материала по базовой математике студентами физико-математического факультета. В целом, можно сказать, что знания по базовой математике у девушек лучше, чем у юношей, остальные же социальные факторы не влияют на усвоение знаний. В дальнейшем это исследование можно продолжить, добавив ещё несколько факторов и понять, что ещё влияет на усвоение материала по базовой математике. С помощью этого исследования будет понятно, что мешает или, наоборот, помогает студентам более успешно изучать базовую математику. Литература 1.
Сафина
Г.Л., Галагуз Ю.П. Анализ тестирования по математике // Вестник БГТУ им. В.Г.Шухова: материалы
конф. №5 2017. С 160-163. URL:
http://dspace.bstu.ru/bitstream/123456789/2113/1/28%20%D0%A1%D0%B0%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%20%D0%93.%D0%9B..pdf 2.
Алексеенко
С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Анализ факторов, влияющих на успеваемость
студентов медицинского вуза // Современные проблемы науки и образования: материалы конф. №6
2020. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=30319 |