ЦИФРОВОЙ МИР И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА |
Автор: Руднев В.В. |
22.04.2021 11:31 |
ЦИФРОВОЙ
МИР И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА Руднев
В.В., Канд. ист. наук г.
Москва, ИЭА РАН Цифровизация,
активно заявившая о себе в конце 20-го века, сегодня прочно ассоциируется с
качественными изменениями в мире, с переходом к Шестому технологическому укладу
(представления, разработанные Н.Д. Кондратьевым в «теории кондратьевских волн»
и получившие развитие в трудах российских ученых в конце 20-го века) и кардинальными
изменениями в жизни общества, в
повседневной жизни каждого человека. В «Стратегии развития информационного
общества в Российской Федерации 2017-2030 гг.» именно цифровым технологиям
отведена роль локомотива, призванного улучшить ситуацию в экономике и
«…существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий,
оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [4]. Затрагивая
все аспекты жизни общества, цифровые технологии сложно связаны с
преобразованиями и в гуманитарной области (в образовательной сфере и культуре).
Сегодня очевидна особая роль цифровых технологий в жизни общества: они
открывают небывалые возможности и создают разнообразные риски. Цифровые
технологии рождают принципиально новый тип социокультурной реальности,
выходящий далеко за рамки инструментального использования новых технологий, и
представляющий собой «..новую среду, в которую вживается человек. …» [2].
Цифровые технологии кардинально трансформируют традиционные формы коммуникации
и сложившиеся формы поведения. Этот процесс различается по своему характеру и
результатам в разных регионах и среди представителей разных поколений. Молодежь,
как наиболее активная часть общества, более подвержена влиянию новаций и,
соответственно, раньше встречается с новыми проблемам. Вместе с тем, именно
молодое поколение осваивает и участвует в создании новых технологий и
программ. Сегодня дети постигают
цифровые технологии раньше, чем они знакомятся с алфавитом. Как свидетельствуют факты, глобальное
присутствие цифровых технологий в жизни общества давно уже определяет их
включенность в процесс принятия решений, формирование мнений и представлений. В
условиях новой реальности актуальным стало появление термина «цифровая
культура». По мнению исследователей, понятие «цифровая культура» относится к
«знаниям, убеждениям и практике людей, взаимодействующих в цифровых сетях,
которые могут воссоздавать культуру материального и духовного мира или создать
новые штаммы культурной мысли и практики, свойственные цифровым сетям и порожденные
электронными технологиями» [1]. Особое
внимание исследователей к цифровой культуре сегодня определяется влиянием,
которое цифровые технологии оказывают на жизнь современного социума:
кардинально влияя на сложившуюся систему жизненных ценностей, смыслы, традиции
и образ жизни. В новых условиях актуальна проблема перспективы сосуществования
системы социальных взаимодействий человека (сложившейся в обществе системы
коммуникации и др.) в симбиозе с цифровой реальностью новой эпохи. В условиях
цифровизации быстро трансформируются привычные формы коммуникации, изменяются
формы поведения, появляются новые риски. Эти риски стимулируют рост опасений в
обществе по поводу использования цифровых технологий. Возникает
проблема оценки тонкой границы между пользой и рисками, угрозами устоявшимся
культурным представлениям и ценностям. Президент РФ Путин В.В. отмечает
актуальность соблюдения интересов и прав граждан, безопасность, при применении
цифровых технологий. Президент считает,
что важно найти баланс между максимальным раскрытием информации и правом людей
на ее защиту [3]. Минимизация
рисков от применения цифровых технологий – одна из сложных проблем
современности. Согласно сложившемуся мнению, роль цифровых технологий велика, а
перспективы многообещающи. Это иллюстрируют исследования, проведенные в разных
сферах экономики и социальной жизни. Например, цифровые технологии находят
применение при решении управленческих задач. Президент России Путин В.В., особо
отметил необходимость «нацелить возможности искусственного интеллекта на
решение проблем человека и изменить качество и облик системы госуправления -
это важнейшее условие решения масштабных задач, которые стоят перед Россией»
[3]. Использование
цифровых технологий открывает новые возможности и для культурного развития
общества. Появился новый тип социокультурной реальности: виртуальные музеи,
электронные библиотеки, мультимедийные реконструкции памятников. Эти новые
возможности цифровизации востребованы обществом наряду с электронной торговлей,
онлайн обучением и доступом к информации. Человек постепенно вживается в новую
среду, организованную цифровыми технологиями. В
условиях цифровизации упростился доступ к памятникам культурного наследия.
Открываются новые возможности для популяризации памятников культурного
наследия, а региональные памятники культуры становятся доступны для широкого
ознакомления. Оцифровка раритетных книжных изданий, онлайн доступ к музейным
коллекциям - реальные позитивные достижения, активно влияющие на культуру
современного общества, на формирование ценностных представлений, в частности, у
молодежи. Значительно расширился доступ
общества к культурному достоянию. Цифровые технологии становятся важным
инструментом для развития культурно-образовательной среды, ориентированной на
формирование личности, включенной в социально-экономические трансформации новой
эпохи. Цифровизация
– инструмент для проведения быстрых и кардинальных изменений в разных сферах
жизни общества. Объективно, цифровизация помогает освободить время для
творчества и участия молодежи в образовательных программах, но она несет и
риски (от негативных последствий в результате утраты информационных данных до
ошибок при принятии решений). Нередко новые цифровые технологии предлагают
человеку сделать выбор, и это решение должно основываться на его представлениях
о ценностях социокультурного порядка. Роль социокультурного фактора, в этом
контексте, становится значительной. Можно
предположить, что, в перспективе, именно цифровые технологии, как наиболее
быстрый инструмент преобразования среды, смогут стать способом, культивирующим
в обществе ценность знаний, этических представлений и предоставляющих человеку
возможности для творчества. Размышляя над проблемами, связанными с разработкой
искусственного интеллекта, президент России Путин В.В. предложил подумать над
формированием свода этических правил взаимодействия человека с искусственным
интеллектом. "Нельзя изобретать технологии ради самих технологий", -
отметил президент. "Наша главная
цель – это устойчивое гармоничное развитие, рост качества жизни и новые
возможности для людей"- пояснил Путин В.В., - рассуждая о перспективах
использования искусственного интеллекта [3]. Приобщение
молодежи к культурному достоянию общества, с помощью цифровых технологий,
представляется важным условием, содействующим достижению этой цели. Литература 1. Асеева И. А. Этические вызовы цифровой эпохи
// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика.
Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9, № 3 (32). С. 202–212. 2 .
Астафьева О.Н. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления
стратегии будущего для устойчивого развития / О.Н. Астафьева, Е.В. Никонорова,
О. В. Шлыкова // Обсерватория культуры. 2018. – Т. 15, № 5. - С. 520. 3 .
Латухина К. Цифровой космос
//Российская газета 2019, 11 ноября, № 253. С. 2. 4 . Стратегии развития информационного общества
в Российской Федерации на 2017-2030 гг. Утверждена Указом Президента Российской
Федерации от 9 мая 2017 г. № 203. |
Обновлено 22.04.2021 11:33 |