ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ |
Автор: Нургалиев А. Д.,Мухаметшина Г. С. |
22.04.2021 10:29 |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Нургалиев А. Д., студент 4 курса
ПИ Мухаметшина Г. С., к. э. н.,
доцент г.
Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ Информатизация образования предполагает
использование определенного понятийного аппарата, который, в основном, можно считать
устоявшимся. Поскольку в процессе информатизации основным продуктом потребления
становится информация, знания, то технологии, направленные на обработку,
передачу и преобразование информации, стали называть
информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Под средствами ИКТ понимают программные,
программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на
базе микропроцессорной вычислительной техники, а также современных средств
транслирования информации и информационного обмена, обеспечивающие операции по
сбору, хранению, накоплению, обработке, продуцированию, передаче и использованию
информации, а также возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных
сетей. Поскольку информатизация (в том числе и образования) на практике невозможна
без применения названных программно-аппаратных и технических средств и устройств,
то их относят и к средствам информатизации образования (или средствам новых
информатизационных технологий). Но использование только средств информатизации
образования недостаточно для полноценного применения информационных и коммуникационных
технологий в образовании. На практике такие средства обязательно должны быть
дополнены идеологической базой информатизации образования, а также деятельностью
специалистов в различных областях знаний, чье участие необходимо для достижения
целей информатизации. Поэтому понятия средств информатизации образования и средств
ИКТ оказываются тесно связанными. Во многих случаях эти два понятия означают
одно и то же. Но понятие средств информатизации образования является более широким
и включает в себя средства ИКТ, дополненные названными выше компонентами. Информационные процессы - процессы
сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Документированная информация -
информация, зафиксированная на материальном 8 носителе и имеющая реквизиты для
ее идентификации. Информационные ресурсы - отдельные документы
и массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах
(библиотеках, архивах, фондах, банках и других информационных системах). Пользователь - субъект, обращающийся за
получением необходимых ему информационных ресурсов или информационных технологий.
Информационная система - упорядоченная совокупность документированной информации
и информационных технологий. Автоматизация обучения - прием технологии
обучения, в котором часть рутинных функций, выполнявшихся ранее преподавателем,
передается автоматическим устройствам, реализующим возможности информационных и
коммуникационных технологий. Автоматизированная обучающая система -
компьютерная система, предназначенная для оптимизации процесса обучения с
использованием средств информационных и коммуникационных технологий. Банк данных - совокупность всех
массивов информации длительного хранения, организованных в библиотеки данных, а
также программно-технических средств, обеспечивающих ее накопление, обновление,
корректировку и использование. База знаний - организованная
совокупность знаний, представленная в форме, которая допускает автоматическое
или автоматизированное использование этих знаний на основе реализации
возможностей средств информационных технологий. Положительные и отрицательные стороны
информатизации образования. Не следует считать, что использование
средств информатизации оправдано во всех областях образовательной деятельности.
Во многих случаях это действительно так. Вместе с тем информатизация
образования имеет и негативные аспекты. Позитивные и негативные факторы
информатизации образования необходимо знать и учитывать в практической работе
каждому учителю. Использование средств ИКТ в системе
подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности
школы следующими 6 значимыми возможностями: ·
совершенствования методов и технологий
отбора и формирования содержания образования; ·
введения и развития новых учебных
дисциплин и направлений, связанных с информатикой и информационными технологиями; ·
внесения изменений в обучение
большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой; ·
повышения эффективности обучения за
счет повышения индивидуализации и дифференциации его; ·
организации новых форм взаимодействия в
процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности учителя и
ученика; ·
совершенствования механизмов управления
системой образования. Процесс информатизации актуализирует
разработку подходов к использованию возможностей ИТ для развития личности
школьников и повышает уровень активности и реактивности обучаемых. Но использование
средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных
моментов: индивидуализация обучения сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе
живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение
в виде "диалога с компьютером". При этом орган активизации мышления
человека-речь, оказывается выключенной на долгое время. Обучаемый не получает
достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования
мысли на профессиональном языке; ·
свертываются социальные контакты,
сокращается практика социального взаимодействия и общения, что ведет к
индивидуализму; ·
оказывается затруднен переход от
знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране
дисплея к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, чем
логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний
на практике (на психологическом языке - проблема перехода от мысли к действию); ·
зачастую педагоги и обучаемые
неспособны воспользоваться свободой в поиске и использовании информации,
предоставляемой современными телекоммуникационными средствами. Часто запутанные
и сложные способы представления информации отвлекают обучаемого от изучаемого
материала из-за различных несоответствий. Нелинейная структура информации
подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам,
что отвлекает от основного русла изложения учебного материала; ·
также могут отвлекать внимание в процессе
обучения колоссальные объемы информации, предоставляемые такими средствами информации
как справочники, энциклопедии, Интернет-порталы; ·
поскольку человек способен уверенно
помнить и оперировать одновременно лишь семью различными категориями, то при
одновременной демонстрации разных типов информации может быть отвлечение от
одних, чтобы уследить за другими, что зачастую ведет к пропуску 7 важной информации; ·
становится проблемой
Интернет-списывание, состоящее в том, что из сети заимствуются готовые проекты,
рефераты, доклады, решения задач и так далее, вовсе не соответствующие
повышению эффективности обучения и воспитания; ·
средства ИКТ могут стать не только
мощным средством становления и развития школьников (как личности, субъекта
познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и наоборот,
способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного
отношения к деятельности; ·
во многих случаях использование средств
информатизации лишает школьников проведения реальных опытов своими руками, что
негативно сказывается на реальном обучении; ·
чрезмерное и неоправданное
использование большинства средств информатизации негативно отражается на
здоровье всех участков образовательного процесса. Литература а) основная: 1.
Захарова, И. Г. Информационные
технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений
/ И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с. 2.
Полат, Е. С. Современные педагогические
и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. -
368 с. б) дополнительная: 1.
Башмаков, А. И. Разработка компьютерных
учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А. Башмаков. - М.: изд.
"Филинъ", 2003. - 616 с. 2.
Трайнев, В. А. Информационные
коммуникационные педагогические технологии: учеб. пособие / В. А. Трайнев, И.
В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация "Дашков и К0",
2007. С. 9-110. 3.
Руденко, Т. В. Дидактические функции и
возможности применения информационнокоммуникационных технологий в образовании
[электронный ресурс] / Т. В. Руденко. - Томск, 2006. - Режим доступа : http://ido.tsu.ru/other_res/ep/ikt_umk/ 4.
Савченко, Н. А. Использование информационных
и коммуникационных технологий в общем среднем образовании [образовательное
электронное Интернет-издание для педагогов] / Н. А. Савченко. - Ин-т дистанц-го
образ-я Российского ун-та дружбы народов, 2006. - Режим доступа : http://www.ido.rudn.ru/nfpk/ikt/ 5.
Информационные и коммуникационные
технологии в образовании [материал из IrkutskWiki]. - Режим доступа:
http://www.wiki.irkutsk.ru/index.php/ |