ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ |
Автор: Логинов В.А.,Мухаметшина Г.С. |
22.04.2021 10:18 |
ПРОБЛЕМЫ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ Логинов В.А. cтудент 4 курса
ПИ Мухаметшина Г.С. к.э.н., доцент г.Бирск,
ФГБОУ ВО Бирский филиал БушГУ Учиться можно по-разному: в большой аудитории
среди сверстников, индивидуально с педагогом, дистанционно или даже
самостоятельно. Среди перечисленных способов получения знаний
дистанционное обучение занимает особое место. Оно имеет преимущества и является
альтернативой классическим урокам, но также имеет свои особенности. В
статье будет рассмотрено, почему будущее за дистанционным обучением, с какими
проблемами могут столкнуться те, кто выбрал этот способ обучения, и как их
преодолеть. Преимущества и актуальность дистанционного обучения
Дистанционное
обучение – это процесс получения знаний, при котором учитель и ученик физически
не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через
Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений. Международный
рынок электронного обучения растет колоссальными темпами: ожидается, что к 2025 году он
достигнет отметки в 325 миллиардов долларов. Это вполне объяснимо, поскольку
онлайн-обучение рентабельно, удобно и полезно для населения в целом. Одним из
его основных преимуществ является то, что оно доступно каждому, цена на
обучающие решения имеет тенденцию падать. Удаленная
учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников,
которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не
может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания,
не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее
утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное
заведение или преодоление пробок. Еще
одно неочевидное преимущество дистанционного
обучения по сравнению с очным – это экологичность. Онлайн-занятия сокращают
потребление энергии на 90%, а выбросы углекислого газа – более чем на 85%.
Таким образом, электронное обучение является важным элементом борьбы с
глобальным изменением климата. В
современном мире онлайн-обучение становится не просто удобством, а
необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях
группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла
потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой
причине дистанционное обучение становится как никогда актуальным и вводится во
всех образовательных учреждениях. Проблемы дистанционного обучения и способы их
решения
Необходимость и преимущества
электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и
преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Сейчас мы рассмотрим 6 наиболее
распространенных проблем и предложим советы для их решения. Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
Переход от
традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения
совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное
слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с
личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют
действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к
подобным переменам. Рекомендации для преподавателей: заранее
сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько
материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в
среднем займет одно занятие. Опубликуйте ссылки на
ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия
психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками.
Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые
помогут адаптироваться к дистанционному обучению. Рекомендации для учащихся: прежде
всего, необходимо принять новые обстоятельства с открытым сердцем и разумом.
Если вы испытываете сопротивление, признайте его и не вините себя. Помните, что
любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых,
акцентируйте внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить
время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность
самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда – менее стрессовая;
дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками. Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
Отсутствие
компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая
затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют
работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями
типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может
возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как
образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные
приложения, связанные с общением и просмотром учебных
материалов. Тем не менее
технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного
обучения. Рекомендации для преподавателей:
образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся
необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности.
Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез
должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора. Если инструменты
онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно
выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут
понятны пользователям любого уровня подготовки. Рекомендации для учащихся: базовые
курсы компьютерной грамотности – это всегда хорошая идея. Наличие
фундаментальных знаний о работе ПК и приложений даст возможность участвовать в
онлайн-занятиях без стресса и потери времени. Проблема 3: технические неполадки
Технические проблемы
часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть
проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами
или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам
онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это
усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения. Рекомендации для преподавателей: публикуйте
задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым
можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона). Создайте отдельный
чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей
справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся
могут обращаться в случае возникновения технических неполадок. Определите
ответственного консультанта по вопросам технического характера, сделайте
отдельный электронный ящик для запросов. Рекомендации для учащихся: наличие современного
компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при
дистанционном обучении. Пользуйтесь услугами провайдера, который может
предложить высокую скорость Интернета, а также узнайте телефон его службы
технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев. Если у вас возникают
технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия,
свяжитесь с преподавателем. При появлении сообщений об ошибках делайте снимки
экрана. Кроме того, не ждите до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю
работу. Давайте себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не
пропустить дедлайн. Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
Свобода, которую
предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает
ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает
более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его
офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному
отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс. Рекомендации для всех:
грамотный тайм-менеджмент – необходимый навык для
онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно
распорядиться временем: ·
Установите конкретные часы для занятий.
Вместо того чтобы пытаться приспособить онлайн-учебу к своей жизни, сделайте
наоборот: организуйте повседневную деятельность вокруг занятий. Создайте
фиксированное расписание с временными интервалами, которые строго предназначены
для посещения занятий и просмотра онлайн-руководств. ·
Составьте список дел на день. Постарайтесь разбить большие
задания на более мелкие, чтобы улучшить результаты обучения. Придерживайтесь
списка, не забывая делать перерывы на отдых. ·
Избегайте отвлекающих факторов. Если вы
склонны проводить много времени в соцсетях, заблокируйте их на определенное
время при помощи специальных приложений. ·
Откажитесь от многозадачности.
Она снижает эффективность работы и общую продуктивность. Сосредоточьтесь на
выполнении одной задачи за раз, и обязательно начинайте с самой сложной. Помимо этого
существует множество сервисов для
планирования, которые позволят установить напоминания для ваших заданий, что
очень пригодится в процессе обучения. Проблема 5: слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов
учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы
самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться
прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический
контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом. Рекомендации для преподавателей: ставьте
перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя
потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение.
Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые
ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке
отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных
видео, GIF-файлов и изображений. Иногда даже самые
мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная
задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников:
делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии,
связывайте материал занятий с реальной жизнью. Держите связь с
родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой
срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи. Рекомендации для учащихся: если
хотите быть мотивированными и успешно справляться с
дистанционным обучением, следуйте советам ниже: ·
Авторизуйтесь. Входите на обучающую
платформу ежедневно, чтобы видеть задания и обсуждения в чате. Общайтесь с
педагогами и другими учениками, делитесь мнением, задавайте вопросы и просите
помощи, если она нужна. ·
Практикуйте позитивный разговор с собой. Повторяйте
жизнеутверждающие аффирмации. Со временем они укоренятся в сознании и принесут
плоды в виде стабильной уверенности в собственных силах. Помните, успех зависит
только от вас. ·
Поощряйте себя за выполненную работу.
Освоили очередной урок по истории? Написали курсовую на пять? Прекрасно!
Отмечайте все, что заставляет вас чувствовать себя победителем. Вознаграждение
поддерживает мотивацию. Запишите свои
краткосрочные и долгосрочные цели, обязательно делайте отметки об их
выполнении. Расскажите близкому человеку о своих проблемах с мотивацией,
попросите поддержки, например, в виде регулярных напоминаний вам об
ответственности. Наша онлайн-программа
«Лучшие техники самообразования» также способна решить проблему с мотивацией, поскольку учит
правильно ставить цели, справляться с ленью и прокрастинацией. За 5 недель вы
узнаете о том, как применять различные техники активизации мышления, чтобы
учиться быстрее, эффективнее и с воодушевлением. Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Находясь в классе,
ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую:
мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный
контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с
единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на
дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с
педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными.
Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость. Рекомендации для преподавателей: чтобы помочь
ученикам преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, а также побуждайте их задавать
вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать
чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии: ·
Найдите время поговорить с учениками на
отвлеченную тему. ·
Сделайте общение личным. Обращайтесь к
каждому по имени и сохраняйте теплый, дружелюбный тон. ·
Организуйте еженедельные видеоконференции,
во время которых ученики могут делиться аспектами своей домашней жизни и
деятельности. ·
Создавайте задания, которые
предусматривают работу в паре или группе. ·
Ежедневно размещайте на обучающей
онлайн-платформе краткое приветственное видеообращение, в котором вы объясняете
учебные цели на день. Покажите своим
ученикам, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему
помочь, расскажите, как сами справляетесь с текущей ситуацией, будьте любезны,
оценивая задания. Рекомендации для учащихся: принимайте
активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делитесь информацией и
мнением. Если вы понимаете, что не можете справиться с чувством одиночества и
разобщенности, а делиться своими ощущениями вам сложно, попробуйте творческое самовыражение – это один из самых действенных способов регулировать
нервную систему во время стресса: рисуйте, пойте, танцуйте, выплескивая
непродуктивные чувства. Мир меняется. Да,
дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные
проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому,
изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические
навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для
благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради
развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные
руки, освоить новые стандарты – важнейшие из них. Товарищи, если вы
столкнулись с трудностями, верьте, что справитесь с ними. Сосредоточьте
внимание на своих целях – это отличный способ не сбиться с пути и достичь
желаемого. Успехов! Литература 1.
Густырь А.В. Проблемы нормативного обеспечения и выбора базовой модели
дистанционного образования // Дистанционное образование в России. Постановка
проблемы и опыт организации. Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа"
МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 2.
Демкин В.П., Вымятнин В.М. Принципы и технологии создания электронных
учебников: Электронный учебник. Томск, 2002. 3.
Демкин В.П., Можаева Г.В. Технологии дистанционного обучения. - Томск, 2002. 4.
Дистанционное образование в России. Постановка проблемы и опыт организации.
Сост. Овсянников В.И. - М.:РИЦ "Альфа" МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2001. 5.
Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Гуманит.
изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - 192 с. |