Главное меню

СРАВНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО И ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ PDF Печать E-mail
Автор: Ахмеров Р.Р.,Бигаева Л.А.   
21.04.2021 10:50

СРАВНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО И ОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

 

Ахмеров Р.Р.,

к.ф.-м.н.,Бигаева Л.А.

г. Бирск, ФГБОУ ВО Бирский филиал БашГУ

 

Волна запретов, связанных с пандемией, вынудило нас прибегнуть к возможностям дистанционного обучения. И мы задались вопросом, способно ли дистанционное обучение (ДО) дать столько же знаний, сколько и очное обучение? И если да, то какие требования оно предъявляет студентам? Каковы исторические особенности развития ДО?


Начнем с плюсов дистанционного обучения.

·                        Единственным требованием является компьютер с доступом в интернет. А это значит, что нет необходимости переезжать в другие города для очного обучения.

·                        Не надо тратить на дорогу ни денег, ни времени. Данный пункт вытекает из предыдущего.

·                        Зачастую, дистанционная форма позволяет совместить учебу с работой.

·                        Цена за обучение зачастую ниже. 


А теперь перечислим минусы дистанционного образования (ДО).

·                        Образование в большей степени ориентировано на теорию, из-за чего выпускники проигрывают своим коллегам-конкурентам в практических областях.

·                        Отсутствие общения с другими студентами и преподавателями может стать причиной нехватки мотивации.


Рассмотрим историю развития ДО.

В мире сформировалось два подхода к ДО: североамериканский и европейский. Первое в мире учреждение дистанционного образования принадлежит Великобритании. Здесь, в 1969 году, по указу королевы Елизаветы II был создан Открытый университет Великобритании. Впервые были разработаны учебные и методические материалы, ориентированные именно на дистанционное обучение. Учителя и педагоги общались посредством переписки, очных консультаций и краткосрочных курсов по месту жительства.


Благодаря невысокой стоимости и отсутствию необходимости частого посещения учебных занятий, обучение стало доступно для широких масс. За 50 лет существования данного учреждения образование в нем получили более двух миллионов человек. Сейчас Открытый университет входит в число мировых лидеров в области дистанционного обучения.


Как проходит постижение наук при ДО в различных странах мира?


В Европе дистанционное обучение основывается на принципе самостоятельного обучения и выражается в целенаправленном процессе интерактивного взаимодействия преподавателей и студентов посредством информационных и телекоммуникационных технологий, которые обеспечивают учащихся необходимым объемом изучаемого материала. В результате дистанционного обучения студенты получают диплом установленного образца [3]


В некоторых ВУЗах ДО не предполагает консультаций с преподавателями. Обучающиеся получают пакет учебных материалов и сами составляют свое расписание. В других же учебных заведениях основной упор делается на групповые дистанционные занятия, на взаимодействие между студентами. Все это дает возможность получения ими навыков, которые помогут при ведении переговоров, совершении сделок, управлении персоналом и пр.


В США программы ДО в разных штатах развиваются по варианту спутниковых телеконференций, проводимых головным университетом [1]. Распространение получили и ДО корпоративного уровня, зачастую с обучением в собственных образовательных центрах, а также с использованием собственных сетей (Дженерал Моторс, Форд, Дисней и др.). Также стоит обратить внимание, что треть людей, получающих высшее образование, прошли хотя бы один курс ДО, как следствие, 65% ВУЗов страны отмечают, что дистант является одним из важнейших столпов их долгосрочной стратегии.


В качестве вывода отметим, что любое дистанционное обучение требует от студента дисциплины и высокого уровня мотивации, в также накладывает ограничение в виде удручающе малого количества практики, что можно нивелировать стажировками. Североамериканский, и некоторые европейские вузы, позволяют дискутировать своим студентам на семинарах, что развивает их ораторские навыки, так необходимые представителям экономической и социальной сфер, юриспруденции и пр. Сравнительно низкая цена является едва ли не основным фактором данного вида обучения.


Литература


1.  Свиридова Е.А. Опыт США в развитии дистанционного образования//Сибирский торгово-экон. журнал. 2016 №5 с.81-82.

2.  Пацукевич О. В. Из истории зарубежного опыта дистанционного образования (на примере США и Западной Европы)// Вестник Белорусс. Гос. Сельск. Академии. – 2018, №3 с.187-190.

3.  Плаксина Н.В. Развитие открытого и дистанционного обучения в странах Западной Европы в конце ХХ – начале ХХI века//Научные Ведомости Белгор. Гос. Унив. -2016, №7.- С.208-212.


 
Яндекс.Метрика