ПОВЫШЕНИЕ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ
ДЕЯТЛЬНОСТИ
Угляница О. Н., зам.
дир. по уч. работе, учитель-методист
г.Борисов, СШ № 10, Республика Беларусь
Мы живем в то время,
когда на смену системе образования, ориентированной в основном на передачу
знаний, приходит личностно-ориентированная система, основанная на
компетентностном подходе, критическом мышлении и современных педагогических
информационных технологиях. Чтобы шагать в ногу со временем, учитель должен
обладать необходимой квалификацией в сфере использования
ИКТ в образовательном процессе, постоянно самосовершенствоваться. Ведь в
современном мире никак не прожить с профессионально устаревшим багажом знаний,
ориентацией только на традиционные методы обучения и формы деятельности,
игнорированием образовательных тенденций. В связи с формированием и развитием
информационно-образовательной среды учреждения образования современный учитель
должен не столько передавать знания, сколько создавать определенную
информационную среду, в том числе с помощью цифровых технологий.
Цифровая грамотность
сегодня является важнейшим профессиональным навыком практически любого
работника независимо от его возрастной категории. Повсеместное распространение
цифровых устройств и необходимость их использования в образовательном процессе
требуют от учителей развития их собственной цифровой компетентности.
Цифровая компетентность
– это одна из новых концепций, которая описывает навыки, связанные с
технологиями. В последние годы несколько терминов применялись для описания
навыков и умений использования цифровых технологий, такие как «навыки ИКТ»,
«навыки информационных технологий», «навыки 21-го века», «информационная
грамотность», «цифровая грамотность» и «цифровые навыки». Эти термины также
часто используются как синонимы, например, «цифровая компетентность» и
«цифровая грамотность».
Цифровые компетенции
включают в себя набор способностей человека, связанных с использованием информационно-коммуникационных
технологий в различных контекстах (работа, досуг, обучение) с целью повышения
результативности деятельности [2].
Международная
организация ЮНЕСКО рассматривает цифровую компетентность педагогов как
своеобразное связующее звено между их профессиональными и социальными
компетентностями. Рекомендации ЮНЕСКО затрагивают все аспекты педагогической
деятельности и структурируют их в рамках шести разноуровневых модулей:
1) понимание роли ИКТ в
образовании;
2) учебная программа и
оценивание;
3) педагогические
практики;
4) цифровые навыки;
5) организация и
управление образовательным процессом;
6) профессиональное
развитие педагогов [2].
Цифровизация системы
образования не может ограничиться созданием цифровых копий печатных учебников,
оцифровкой документооборота и предоставлением всем школам доступа к скоростному
Интернету, она оказывает влияние на
подходы к определению содержания и технологий обучения.
Приоритетной сферой решения этой задачи
формирования новых навыков в области науки, технологий, инженерии, ИКТ и
инноваций должна стать система непрерывного педагогического образования,
поскольку от уровня владения педагогом стратегиями и средствами поддержки
личностного и профессионального развития напрямую зависит, насколько уверенно
ими будут владеть представители будущих поколений.
Внедрение в
образовательный процесс разнообразных электронных ресурсов и новых
технологических средств педагогического взаимодействия будет продуктивным и
эффективным только в том случае, когда персонал учреждений образования
чувствует себя уверенно в цифровой образовательной среде, выступает не только
как потребитель ее ресурсов, но и как их активный создатель [1].
Повышение качества
образования напрямую зависит от повышения цифровой компетентности учителя. Разнообразие информационно-коммуникационных
технологий требует от педагога владения соответствующими цифровыми
компетенциями:
в области цифровой
информации и медиа;
в области цифрового
общения;
в технической области
(компьютерная и ИК-компетенции);
в области
технологических инноваций и цифрового творчества.
Существует проблема:
разрыв между требованиями, которые
предъявляются к современному учителю в
сфере использования цифровых технологий и состоянием реальных знаний и умений
педагога в данной сфере, нехватка педагогических работников, способных в полной
мере реализовывать направления цифровой трансформации процессов в системе
образования.
Катализатором
напряжения применения цифровых технологий в школе стала необходимость
самостоятельной организации и управления образовательным процессом в условиях
удаленного взаимодействия учителей с учащимися вследствие пандемии. В рамках
профессиональной деятельности педагогов появились новые функции, выполнение
которых возможно при условии владения функциональной компьютерной грамотностью.
В учреждении
образования должны быть созданы адекватная современным условиям система
управления профессиональным развитием педагогов и условия, где каждый педагог
осознаёт необходимость постоянного роста и развития цифровых компетенций.
Основой такого управления является креативное профессиональное взаимодействие
между его участниками, создающее смысловое поле для информатизации
образовательного процесса и управленческой деятельности педагогов.
Успешное использование
ИКТ в образовательном процессе зависит от способности педагогов по-новому
организовать образовательную среду, объединять новые информационные и
педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные уроки и
занятия, организовывать сотрудничество школьников, создавать собственные
цифровые продукты, сопровождать учащихся в информационной среде.
Использование
виртуальной образовательной среды, применение облачных технологий и облачных
хранилищ данных стимулирует творческую активность педагогов, активизирует
процесс продвижения информационно-коммуникационных технологий в образовательном
процессе. А возможность получения необходимой информации в любое время суток
делает познавательную деятельность учителей более эффективной.
В нынешних условиях
учителям необходимо максимально быстро учиться, осваивать современные
технологии, овладевать новыми инструментами обучения и взаимодействия, а также
внедрять в ежедневную работу все эффективные форматы обучения.
Литература
2. Дзюба, И. А.
Формирование предпосылок для цифровой трансформации дополнительного образования
Республики Беларусь // Цифровая трансформация образования [Электронный ресурс]:
сб. мат. 2-й Межд. науч.-практ. конф., Минск, 27 марта 2019 г. /– Минск: ГИАЦ
Минобразования, 2019. – Режим доступа:
http://dtconf.unibel.by/doc/Conference_2019.pdf.
1. Гилева, Т.А.
Компетенции и навыки цифровой экономики: разработка программы развития
персонала [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-i-navyki-tsifrovoy-ekonomiki-razrabotka-programmy-razvitiya-personala
(дата обращения 17.03.2021).
1. UNESCO ICT Competency Framework for Teachers [Электронный ресурс]. 2020. URL:
https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000265721 (дата обращения: 17.03.2021).
|