Достоинства и недостатки платформ дистанционного обучения |
Автор: Обертяева Д.А., Коротаева Т.В. |
01.06.2020 09:32 |
ДОСТОИНСТВА
И НЕДОСТАТКИ ПЛАТФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Обертяева Д.А., студент 4 курса Коротаева Т.В., доцент г. Самара, ФГБОУ ВПО СГЭУ Быстрое развитие информационных технологий, которое сопровождается внедрением новых технологий в процесс образования, значительно изменило решение традиционных образовательных проблем. Внедрение информационных технологий привело к возникновению изменений в информационно-образовательной среде, что превратило ее в более открытую и динамичную систему, а также способствовало ее интеграции в единое мировое образовательное пространство. Виртуальное образовательное пространство является частью, которая обладает как общими характеристиками всего образовательного пространства, так и свойственными только данному подпространству, которое создается при помощи дистанционных информационных технологий. [1] Использование дистанционных технологий в процессе образования является достаточно популярным. Организаторам дистанционного обучения предлагается на выбор широкий диапазон платформ, основными критериями которых выступают функциональность, простота, администрирование и возможность обновления контента, удобство использования, мультимедийность и качество техподдержки. Соответствие данным критериям, а также их совокупность определяет качество дистанционного обучения. Особо популярными на сегодняшний день являются такие системы открытого образования, как Moodle, МООС (MassiveOpenOnlineCourses), M-Lerning, iSpringOnline, онлайн университеты, веб-квесты и др. [2] Данные системы имеют свои плюсы и минусы. Например, многие слушатели курсов MOOC бросают сложные курсы по причине непродуманной обратной связи, системы оценок, а также отсутствия практики. По данным причинам актуальные и интересные курсы пользуются спросом в основном у слушателей, которые самостоятельно работают над своим развитием в профессиональной сфере. Обучение в Moodle направлено на использование принципа индивидуализации деятельности, быструю обратную связь, наглядность и быстрое предоставление материала. В то же время нельзя проверить самостоятельность студента при выполнении задания, а также нет контроля знаний студента после изучения темы со стороны преподавателя. Обучение в M-Learning включает в себя технологию мобильного обучения с использованием мобильных телефонов, планшетов и иных коммуникационных технологий. Данные устройства позволяют прослушивать аудиокниги, читать посты, просматривать видео и т.п. Достоинствами M-Learningявляются доступность использования, разнообразие форм и видов работы и индивидуализацию процесса образования. Недостатками являются сложность контроля самостоятельности работы и невозможность оценки временных затрат. Именно данный факт часто рассматривается в качестве минуса данной платформы. Одной из популярных платформ является iSpring Online, которая предлагает ряд преимуществ: поддержка всех популярных форматов обучения, возможность подачи материала в разных формах и т.п. Недостатками является высокая стоимость и ограничение по количеству обучающихся в 50 человек. Еще одним недостатком является то, что данная платформа не подходит организациям, желающим установить ее на собственный сервер. В связи с этим использование данной платформы для развития и применения дистанционного обучения в структуре университета нецелесообразно. Достоинствами онлайн-образования является возможность обучения по любой дисциплине или по любому модулю из нескольких дисциплин. Как правило, онлайн-курсы состоят из большого объема информации. Индивидуальный темп, который установлен слушателем курса, позволяет выбирать порядок выполнения заданий, что является преимуществом. Недостатками образования являются отсутствие реального общения между преподавателями и студентами, отсутствие практики, а также потребность иметь возможность быть в сети Интернет. Рассмотренные выше платформы играют важную роль в образовании, но при этом каждое образовательное учреждение должно для себя решить вопросы, связанные с использованием конкретной платформы и с организацией более оптимального варианта для процесса обучения. [3] На сегодняшний день остается еще множество нерешенных проблем, связанных с переводом на дистанционное обучение. В условиях коронавирусной инфекции дистанционное образование стало способом защиты здоровья и жизни участников процесса образования. Но в то же время система образования в стране оказалась не в полной мере готова к массовому переходу на дистанционное обучение, а возникшие проблемы требовали незамедлительного решения. Поставленная задача массового перехода на дистанционную форму обучения была решена на всех уровнях и возможно это приведет к развитию данной сферы. Виртуальное образовательное пространство, выступая
частью общего образовательного пространства, представляет собой особую систему
предоставления образовательных услуг, онтологическим статусом которой служит
использование современных информационных технологий. При его проектировании
необходимо опираться на основные признаки образовательного пространства и
учитывать их при организации дистанционного обучения на любом уровне
конкретности. Бесспорно, что дистанционное обучение на основе современных
информационных технологий вносит в учебный процесс новые возможности, сочетая
высокую экономическую эффективность и гибкость учебного процесса, существенно
решая проблему массовой доступности образования. В то же время существует ряд
вопросов, требующих внимания и доработки. Именно от их решения зависит качество
дистанционного образования. Литература 1.
Маричев И.В. Системная организация
образовательного пространства. Новороссийск. РИО ГМУ имени адмирала Ф.Ф.
Ушакова, 2018. 2.
Литвинов Д. Дистанционное образование как
форма организации образования // Internationalscientificreview. 2020. №LXIX. 3.
Погодаев И.В., Ляшева С.А. Анализ
стандартов дистанционного образования // StudNet. 2020. №4. |