ДИСТАНЦИОННЫЙ Процесс Образования
Поваляева О.Д., студент 4 курса
Коротаева Т.В., доцент
г. Самара, ФГБОУ ВПО СГЭУ
Дистанционная форма обучения является формой обучения,
реализуемой при помощи дистанционных технологий. Данная тема является
актуальной на сегодняшний день,
поскольку во время пандемии ВУЗы и школы были переведены на дистанционное
обучение, которое проводилось в режиме онлайн с использованием различных
программ.
Российские учены под дистанционным обучением понимают
новую технологию, отличающуюсяотсутствием прямого контакта между обучающимся и
преподавателем. В то же время дистанционное обучение не является дистанционным
образованием, поскольку образование предполагает не только более расширенный
спектр носителей информации и средств доступа к ним, но и наличия постоянной
связи между преподавателями и студентами при помощи телекоммуникационных
каналов. В связи с этим ученые считают дистанционное образование формой
включения информационно-образовательной системы удаленного доступа в
образовательный процесс. [2]
Дистанционное образование включает в себя
дистанционное обучение. К основным критериям, выделяющим дистанционное
обучение, относят:
- нахождение преподавателя и учащегося на расстоянии
во время учебного процесса;
- применение учебных средств, которые объединяют усилия преподавателя и студента и
обеспечивают усвоение курса;
- обеспечение интерактивности между преподавателем,
студентом и администрацией;
- превосходство самоконтроля над контролем преподавателя.
Проанализировав различные взгляды на понимание
сущности дистанционного обучения, мы пришли к выделению двух основных подходов.
Во-первых, дистанционное обучение является
технологией, которая использует в учебном процессе инновационные методы
обучения, связанные с телекоммуникационными и компьютерными технологиями. В
данном случае речь идет об образовательных программах для учащихся, которые не
посещают традиционные занятия, а также для учащихся, заинтересованных в
получении образования в работе. [1]
Во-вторых, дистанционное обучение является особой
формой обучения, связанной с обеспечением образовательного процесса
совокупностью технологий. Основными элементами, которые определяют
дистанционное образование и отличают его от других форм обучения, выступают
независимость субъектов и объектов обучения от дистанционных, временных и
конкретных образовательных учреждений, а также сбалансированное использование
информационных технологий. Можно смело говорить о том, что дистанционное
образование выступает современной формой образования, которая отвечает
требованиям общества.
Дистанционное обучение следует отличать от заочного
обучения, на основании интерактивности, которая является главным понятием
заочного образования и предполагает взаимодействие преподавателя и студентов в
процессе образования, а также студентов между собой. При организации дистанционного образования
интерактивность носит эпизодический характер.
В дистанционном образовании интерактивность реализуется на двух уровнях:
на уровне взаимодействия преподавателя со студентами и студентами, а также на
уровне взаимодействия студентов с используемыми средствами обучения.
Форма взаимодействия студентов со средствами обучения
возможна в любой форме обучения. Дистанционный учебный курс и заочный учебный
курс отличаются организацией учебного материала, его структурой,
взаимодействием студентов с преподавателями, организацией
информационно-образовательной среды учебного процесса. Методы и формы обучения
также различаются под влиянием используемых технологий, встроенных в процесс
образования.
Система управления образовательной деятельностью
студентов также определяется спецификой информационных коммуникаций, которые
используются в процессе образования.[3]
Появление дистанционного образования изменило
традиционную модель взаимодействия «учитель – ученик» и привело к появлению
новых объектов образовательного процесса, которые обладают новыми особенностями
и используются для реализации функции «удаленного учителя», «удаленного ученика»,
«модератора» и т.п.
Таким образом,
дистанционное обучение сегодня является ведущей формой обучения, которая в
основном реализуется с помощью дистанционных образовательных технологий.
Литература
1.
Андреев А. А., Солдаткин В. И.
Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии //
Cloudofscience. 2019. №1.
2.
Андреев А.А. Введение в дистанционное
обучение: учебно-методическое пособие. М.: ВУ, 2017.
3.
Достоинства и недостатки дистанционного
обучения // Образование: путь к успеху. Уфа, 2019.
|