ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В Процессе Образования
Вьюшкина Д. Д. , студент 4 курса
Коротаева Т.В., доцент
г. Самара, ФГБОУ ВПО СГЭУ
Информатизация в современном мире является мощным
инструментом предоставления образовательных услуг. Сфера образования
обогатилась новыми методиками с использованием компьютерной техники и средств
телекоммуникационной связи не только в организации учебно-воспитательного
процесса, но и при организации личностного роста обучающихся. ИКТ в рамках традиционных
технологий входит в новые комплексные технологии обучения, что позволяет
поддержать самостоятельную работу учащихся и предоставляет новые возможности
для саморазвития их личности.
Несомненно, уровень информационно-технологической базы
современного общества развивается стремительно, особенно в сфере
конструирования компьютерной техники и разработки программного обеспечения. И
что немаловажно, данные новшества нашли отражение в сфере образования
-стимулировали поиск и развитие инновационных технологий обучения. К сожалению,
в век глобальной информатизации, актуальность полученных в учебном заведении
знаний быстро теряется.
В последнее время мы сталкиваемся с тем фактом, что
при необходимости выбора ведущей модели образования решение принимается в пользу
технологического образования, что не удивительно в современной ситуации
информатизации общества[3].
Модель новой парадигмы образования основывается на
создании условий, способствующих саморазвитию учащихся, самостоятельности в
принятии решений, развитию ответственности за совершаемые действия,
формированию собственного алгоритма учебной и коммуникационной деятельности,
что, несомненно, зависит и от индивидуальных качеств самого ученика.
Таким образом, можно констатировать, что важными
компонентами саморазвития личности являются:
- самостоятельность;
-ответственность и инициативность, которые
обеспечиваются разнообразными организационными формами и методами, в том числе
и с использованием информационных технологий [1].
Для полноценного существования общества, и государства
в целом, необходимы критически мыслящие личности, способные к непрерывному
образованию и применению своих способностей в различных сферах деятельности.. И
в процессе самообразования, как нигде, возрастает роль новых форм представления
учебного контента посредством информационных технологий, что в очередной раз
доказывает важность новых технологий в системе подготовки и повышения
квалификации обучающегося.
Однако, технические средства обучения необходимо
рассматривать не с позиций простого дополнения, а как серьезное орудие,
меняющее все компоненты образовательного процесса.
Внедрение в процесс обучения информационных технологий
требует переосмыслить существующие традиционные методы обучения, разработать
новые, опираясь на научно-обоснованные рекомендации. Необходимо помнить, что
использование компьютерной техники в образовательномпроцессе способствует
развитию, как познавательной деятельности, так и формированию
мотивационно-эмоциональной коммуникационной среды [2].
Исходя из личностного аспекта, значение компьютера
заключается в его влиянии на развитие личности. И довольно часто это влияние
весьма неоднозначно, особенно когда использование компьютера неуправляемое.
Психологи отмечают негативные последствия на мышление и поведение детей
школьного возраста.
Например, всеобщая компьютеризация, при одновременном
усилении логического мышления, подавляет интеллектуальные особенности мышления.
Им же отмечено, что компьютеризация одновременно является средством освоения
мира и ухода от него, а также тот факт, что компьютеризация может дать знания и
одновременно сформировать у учащегося завышенную самооценку.
В настоящее время проблема зависимости молодежи от
сети Интернет и мобильных телефонов стоит довольно остро. При этом меняется не
только нравственно-эмоциональное, но и физическое состояние пользователей
компьютерной техники.
Анализ использования и внедрения вычислительной
техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволяет сделать
заключение о том, что информационные технологии способствуют развитию
творческого мышления и повышению мотивации на освоение средств и методов
информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности. При
этом обязательным условием организации обучения является постоянный контроль со
стороны преподавателя.
Литература
1.
Домрачев, В.Г. Дистанционное обучение:
возможности и перспективы // Высшее образование в России. - 2018, № 3. - С.
10-12.
2.
Артюхов А. В., Молоткова Т. Л. Информационные и коммуникационные технологии
в образовании // Вестник ЧелГУ. 2017. №26 (381).
3.
Андреев А. А., Солдаткин В. И.
Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии //
Cloudofscience. 2019. №1.
|